Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегрированного качества позволяющего чел-ку чувствовать себя соц, полит дееспособным.
Сущность гражданственности – сознательное и активное выполнение индивидом своих гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, народом, соблюдение Конституции, нравственных правовых норм жизни. В пед. плане – комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-политических функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности служения Родине, защите интересов Отечества. Гражданственность предполагает формирование конституционных правовых позиций личности, что обеспечивает добровольное, сознательное соблюдение выработанных обществом социальных норм, в основе которых лежат соответствующие ценностные идеалы. Цель: формирование гражданственности как интеграционного качества личности. Задачи гражданского воспитания: 1. формирование бережного отношения к истории отечества, его культуре, обычаям, традициям, уважение к почитание государственных законов, символов; 2. воспитание готовности к защите Родины, укрепление ее чести и достоинства; 3. формирование чувства гордости за достижения страны в области науки и техники, культуры.; 4. усвоение учащимися требований правовых норм, обеспечение их личностного смысла, соблюдение правовых норм в повседневной жизни; 5. стимулирование экономической, политической, социальной, природоохранительной активности учащихся; 6. воспитание политической культуры, полит. мышления, их оценке к самостоятельной положительной оценке происходящих событий. Руководитель: учитель, воспитатель, коллектив, общественные организации.
Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства. Критерии формирования гражданственности: знание Конституции РБ, гражданских прав и обязанностей; законопослушность; готовность к активному участию в жизни общества; осознание своих прав и обязанностей; формирование потребности защищать интересы Рб.
Правовое воспитание – элемент гражд воспитания, формирование правового сознания и поведении личности
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деят-ти для учащихся, формирование сознательного отношения к труду.
Функции: Развитие физич сил, умственное развитие, развитие коллективизма, проф определен и саморазвития личности.
Методы трудового вопит – организ труд деят-ти в школе, самообслуживание, выполнение общественных работ.
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому школьное трудовое воспитание направляется на воспитание псих-ой и практической готовности школьников к труду. Псих-я готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в которых решаются задачи: осознание целей и задач труда; воспитание мотивов трудовой деятельности, воспитание трудовых умений и навыков. Изменение эконом, эколог, и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников. Приобретение в процессе трудового воспитания ЗНУ не самоцель и не конечный продукт пед.деятельности, а средство для развития главной человеческой способности – способности к труду. Организационные формы трудового воспитания и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целеобразно строить обучение на высоком, но доступном уровне трудности, познавая радость заслуженного трудового успеха, человек приобретает чувство собственного достоинства. К трудовым воспитательным делам относятся: праздник труда, выставки поделок, генеральные уборки, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы.
Проф ориент – ознакомление учащ-ся с профес, помощь в выборе профессии в соответствии с их интересами и способн.
Этапы проф ориентац: 1 проф просвещен, 2 проф диагностика, 3 проф контроль.
Методы – рассказ, лекция, беседы, экскурсии, встречи, диагностики.
Главным условием самоопределения является полноценное псих и личностное развитие учащегося, формирование его мотивационно -потребностной сферы, наличие различных интересов, высокий уровень самосознания. Поэтому подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. В процессе проф. самоопределения стоит задача формирования проф. направленности и установка на развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии. Проф.ориентация свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности. Правильный выбор - о сформированности личности учащегося, его склонности и способности, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий