Использование синтетических и натуральных материалов в изучении традиционных техник, для познания и сохранения культуры народов

Аистова Т.Б.,

МОУК ДОД «ДХШ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

The study of artistic heritage. The art of mosaic of past and present. Create your own mosaic composition. An introduction to popular culture. Create a doll images with their hands. Theoretical, bibliographical material as the basis of creativity. The study of patterns and selection of material for a given topic. Drafting process. Sketches and selection of material as a basis for action. Independent work as a result of the study subjects. Aesthetic and spiritual enjoyment, as a result of project activities.

Художественно - декоративная деятельность как один из видов ручного труда положительно влияет на развитие и становление личности, т.к. любой вид созидательной деятельности приподнимает человека, делает его сопричастным к замечательным творениям человечества. Принимая во внимание этот важный фактор, предлагается углубиться в глубину веков. Когда-то одним из способов эстетического наслаждения было созидание малых и великих шедевров в мировом искусстве мастерами и просто умельцами. Это древнейшая интереснейшая и кропотливая техника – мозаика. Её применение распространяется как от украшений древних храмов, станций метрополитена, до украшения современных интерьеров. Она используется в декоративной–прикладной, творческой деятельности, начиная с детских, средних, высших и специальных учебных заведений, а также частными лицами. Издревле изображения в мозаике составлялись из разнообразных цветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов. Но и сегодня есть много современных материалов, которые дают возможность расширить мозаичную палитру. А именно; полимерные материалы, стеклопластики.

В результате творческого подхода к выбору материала для традиционной техники «мозаика» и относительно условий её назначения, предлагается относительно простой в употреблении синтетический материал – ластики (цв. вкл. 11. рис.11.1). Красочность и разнообразность форм и фактур, мягкость и податливость в работе, даёт возможность применения ластиков, как основного материала на уроках прикладного творчества в технике – мозаика. А разнообразие цветовых оттенков этого материала располагает к творческому порыву, к работе по выполнению красочной композиции. Составление эскизов, концентрация внимания на данном задании, учёт определённых тонкостей в данной работе предполагает разумную деятельность творца.

Искусство классической смальтовой мозаики знает два способа изготовления: прямой набор, вручную, когда из кусочков смальты изображение накладывается непосредственно на поверхность и закрепляется, и когда изображение накладывается на кальку будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепляется и обрабатывается окончательно[2;47]. Предлагается выбрать простой вариант – наклеивание мозаичного материала на картон. Для композиционного решения темы «мозаика» предлагаются задания; 1. «Домик в деревне», 2. «Пейзаж», 3. «Букет» (цв. вкл. 11. рис.11.2).

Цели: знакомство с печатными материалами по темам. Определение графического решения. Работа над эскизами. Определение колорита объекта. Чёткое и точное определение форматирования объектов. Последовательность выполнения работы. Развитие навыков кропотливого труда. Завершенность и эстетичность работы. Воспитание художественного вкуса.

Использование современных тканых материалов позволяют приобщиться к истокам русской национальной культуры и научиться древнему искусству своими руками создавать кукольные образы. Куклы на Руси всегда имели огромное значение в воспитании детей, в содержании жилища, служили доброму делу и помогали человеку на протяжении всей жизни. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. [1; 16] Игры в куклы не считались пустой забавой. Считалось, чем усердней играет ребёнок, тем больше будет достаток в семье. Куклы дарили в подарок в знак дружбы. Куклами играли дети, подростки, девушки на выданье. И замужние женщины. По красоте кукол судили о вкусе и умении её хозяйки. Куклы передавались детям по наследству. «Чем больше кукол, тем больше счастья», - считали хозяева [3; 17] . Так это ли не повод вернуться, или хотя - бы приобщиться к этим традициям народа? Раньше специалиста по изготовлению кукол называли кукольником. Предлагается изучить и смастерить самим традиционную народную куклу. Кукла - создание талантливых рук и творенье вечной души человека [1;7]. Материал для работы – красочные кусочки ткани; хлопок, лён, ситец, грубые льняные ткани, а также искусственные ткани различной расцветки, нитки суровые, нитки или пакля, ленточки – тесёмки (цв. вкл. 12. рис.12.1.-12.2).

Составление проекта «Традиционная кукла»: изучение традиционной народной игрушки. Изучение традиционных схем изготовления куклы. Заготовка материала. Подбор ткани по качеству и цвету. Последовательное изготовление куклы. На основе выработанной технологии выполнить авторскую куклу. Проведение Сударушкиных посиделок и ярмарочных дней.

В результате изучения материала на основе старых техник, используя современные доступные материалы и кропотливой работы по созданию изделий декоративно – прикладного творчества, вырабатывается привычка видеть и творить прекрасное своими руками. Понимать и видеть различия истиной культуры от привнесенной. Появляется желание сохранять обычаи и традиции своего народа. Достигнув определённых навыков в процессе изготовления кукол, постигая опыт народной мудрости, появляется возможность привнести в жизнь явления прекрасного и вечного, явления самореализации посредством целенаправленной деятельности к постижению и сохранению культуры народов.

Наши рекомендации