Текст
Написание Прежде всего, диктор должен иметь хороший текст. Приготовьтесь писать и переделывать его хоть двадцать раз. Критерием качества любого текста, в том числе и дикторского текста для фильма, будет то, что вы сможете с успехом прочитать его вслух группе слушателей. Плохой текст содержит: страдательный залог (когда субъект подвергается действию - что пагубно в жанре, который и так изобилует жертвами); высокопарные, шаблонные выражения и клише; длинные предложения; синтаксис и обороты книжного языка; пустую цветистость; жаргонные или другие специфические выражения с целью произвести впечатление; избыток информации, оставляющий зрителю недостаточно времени для работы воображения или догадок (что постоянно случается в детских фильмах); изложение того, что и так очевидно; притворный тон или снисходительный юмор. Для хорошего текстахарактерны: простой и ясный язык; правильный выбор слов; живой язык; минимум слов - как в стихах, вмещайте максимум смысла в минимальное число слогов; взвешенность и убедительность; действительный, а не страдательный залог (например: "Иммигранты здесь водят такси", а не "Такси здесь водятся иммигрантами". Вы не поверите, как много всевозможных текстов злоупотребляют страдательным залогом.) В процессе внесения в фильм корректив оттачивайте свой текст, пытаясь придать ему силу простоты. Радуйтесь, когда найдете способ сократить предложение хотя бы на один слог.
Проверка
В процессе написания текста внимательно просматривайте каждую часть фильма и пишите то, что считаете необходимым. Затем прочитайте вслух текст ккаждой части. Ваш текст должен находиться в ритмическом соответствии со сменой кадров. То, что вы пишете, должно согласовываться с тем, что говорятв фильме, и иметь подходящую длину, чтобы не приходилось ускорять темп речи или же замедлять его для заполнения пустот. Иногда при добавлениидикторского текста приходится подправить начало и конец сцены. Все, что сказано автором о дикторском тексте, безусловно, справедливо. Необходимо только поделиться несколькими соображениями, связанными сбогатейшим опытом родной кинематографии. У нас немало примеров, которые говорят о том, что как бы ни пытался автор фильма спрятаться за прямые интервью, сделать вид, что он непоказывает и не навязывает свою точку зрения на предмет, ему это все равно не удастся. Сам выбор темы, и еще более,- отбор фактов, героев и их мыслейуже говорят о его позиции, о его взглядах. Дикторский текст "как голос самого фильма" - всегда авторский глас. Если текст создается как один из компонентов произведения, используется как одно из главных выразительных средств, то он непременно окрашен авторскими эмоциями, авторской заразительностью, авторской непредвзятостью, если хотите.
Корректировки порядка слов
Иногда полезно изменить порядок слов, чтобы он соответствовал порядку восприятия зрителем изображения. Например, если в кадре большое восходящеесолнце и маленькая фигурка плетущегося по земле человека, то зритель заметит солнце гораздо раньше, чем человека. В тексте вы сначала написали,например: "Она выходит из дома, когда вокруг никого еще нет". Но это сразу же заставляет зрителя искать "ее". Остальная часть фразы может остаться невоспринятой, потому что зритель поглощен поиском женщины. Измените порядок слов, чтобы он соответствовал порядку восприятия (солнце, земля, женщина), и получится: "Когда все еще спят, они уже уходит". Это дополняет восприятие зрителя, а не плывет против течения.
Вставки звуков