Роль проектирования в концептуализации исследовательской позиции.

‑­

Поскольку проект — это замысел, план, то проективность в деятельности исследователя предполагает актуализацию его индивидуально-творческого начала. Воспринимая систему ценностей, заложенную в психолого-педагогической теории, ее гуманитарный потенциал, исследователь предлагает пути и осваивает методы творческого применения ее в образовательной практике.

Всякая научная концепция требует своей реализации в деятельности, однако и осознается она тоже в деятельности, когда четко оформляются целевые установки субъекта.

При этом можно с уверенностью говорить о становлении у исследователя собственной концепции в процессе разработки инновационных проектов, ведь как отмечал С.Л.Рубинштейн, «в деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается».

Проявляя активность, человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне (от других исследователей) целей. Если объективная ситуация предшествует достижению этих целей, то субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность, т.е. преломляет внешнее через внутреннее. Благодаря тому, что в процессе проектирования исследователь осознает смыслы своей деятельности и оформляет их в профессиональные ценности, его исследовательская позиция принимает конкретные очертания, становится все более концептуальной. В этом отношении метод проектирования стимулирует сферу самосознания исследователя.

‑­

Метод проектирования фактически включает в себя комплекс методов психолого-педагогического исследования. В процессе прохождения этапов и использования форм разработки и реализации проекта анализируются различные исследовательские методы, устанавливается их соответствие профессионально-личностным особенностям исследователя, формируется индивидуальный стиль исследовательской деятельности, определяются границы и перспективы ее дальнейшего совершенствования.

Именно при подготовке и реализации проекта выявляется степень соответствия теоретических изысканий практике образования, востребованность психолого-педагогических исследований. А необходимость грамотно сформулировать, презентовать и доказательно отстоять свою авторскую позицию закономерно приводит исследователя к теоретическому обоснованию своей концепции, к осмыслению своего исследовательского опыта. Иначе говоря, благодаря использованию метода проектирования исследователь приходит к выводу о том, что позиция профессионала как в теории, так и в практике образования — это позиция теоретическая.


5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования

Исследователю и органам управления совершенно необходи‑­

мы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объек‑­

тивная информация о результатах работы. Сбор, обработка и ана‑­

лиз такой информации, дающие возможность анализировать, оце‑­

нивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содер‑­

жание ‑­

мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев(обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев успешности: образовательный, социо‑­

логический, индивидуально-личностного развития, воспитанно‑­

сти, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключа‑­

ются? Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оце‑­

нивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.

Образовательный критерий:

- качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победи‑­

телей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос‑­

бюджетные места, по успеваемости;

- количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо‑­

вательскую деятельность;

- глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгорит‑­

мическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уро‑­

ень сложности решаемых задач.

Социологический критерий:

‑­

- реальные возможности свободного выбора школьника в рам‑­

ках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внекласс‑­

ных занятий по интересам и т.д.);

- адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жи‑­

тельства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;

- адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к ус‑­

ловиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессио‑­

нальной деятельности и др.);

- престиж школы в глазах родителей, руководителей производ‑­

ства, конкурс при поступлении в школу;

- правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

- уровень развития классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

- адекватность самооценки;

- степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопе‑­

реживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

- степень самореализации (реализации индивидуальных возмож‑­

ностей);

‑­

- выраженность индивидуального стиля деятельности и черт ха‑­

рактера;

- развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте‑­

тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ‑­

ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

Критерий воспитанности:

- сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и актив‑­

ности;

- степень сформированности нравственных идеалов и нравствен‑­

ного поведения;

- развитие экологической культуры личности;

- развитие толерантности, стремления помогать другим людям;

- наличие или отсутствие вредных привычек;

- факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;

- степень сплоченности классных коллективов.

Валеологический критерий (критерий здоровья):

- уровень психического и физического здоровья, развития ос‑­

новных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;

- заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);

- распределение учащихся погруппам здоровья;

- количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению.

‑­

Критерий психологического комфорта:

- степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;

- уровень тревожности;

- межличностные отношения, социальное благополучие.

Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и деть‑­

ми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельно‑­

сти определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели:

критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: сомати‑­

ческие заболевания, признаки повышенной нервозности, види‑­

мая или продиагностированная психическая патология, патоло‑­

гическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и ток‑­

сическим веществам);

критерий психологической комфортности (изменения эмоци‑­

ональных проявлений, работоспособности, межличностных отно‑­

шений, поведения и др.);

критерий самостоятельности (изменения отношения к само‑­

обслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств);

‑­

критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциу‑­

ме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.);

критерий жизненного определения (уровень соответствия реа‑­

лизации прав несовершеннолетних действующему в РФ законода‑­

тельству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к тру‑­

довой деятельности).

Наши рекомендации