Роль проектирования в концептуализации исследовательской позиции.
‑
Поскольку проект — это замысел, план, то проективность в деятельности исследователя предполагает актуализацию его индивидуально-творческого начала. Воспринимая систему ценностей, заложенную в психолого-педагогической теории, ее гуманитарный потенциал, исследователь предлагает пути и осваивает методы творческого применения ее в образовательной практике.
Всякая научная концепция требует своей реализации в деятельности, однако и осознается она тоже в деятельности, когда четко оформляются целевые установки субъекта.
При этом можно с уверенностью говорить о становлении у исследователя собственной концепции в процессе разработки инновационных проектов, ведь как отмечал С.Л.Рубинштейн, «в деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается».
Проявляя активность, человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне (от других исследователей) целей. Если объективная ситуация предшествует достижению этих целей, то субъект переструктурирует ее в мышлении и практическом действии, осуществляет интеллектуальную и практическую деятельность, т.е. преломляет внешнее через внутреннее. Благодаря тому, что в процессе проектирования исследователь осознает смыслы своей деятельности и оформляет их в профессиональные ценности, его исследовательская позиция принимает конкретные очертания, становится все более концептуальной. В этом отношении метод проектирования стимулирует сферу самосознания исследователя.
‑
Метод проектирования фактически включает в себя комплекс методов психолого-педагогического исследования. В процессе прохождения этапов и использования форм разработки и реализации проекта анализируются различные исследовательские методы, устанавливается их соответствие профессионально-личностным особенностям исследователя, формируется индивидуальный стиль исследовательской деятельности, определяются границы и перспективы ее дальнейшего совершенствования.
Именно при подготовке и реализации проекта выявляется степень соответствия теоретических изысканий практике образования, востребованность психолого-педагогических исследований. А необходимость грамотно сформулировать, презентовать и доказательно отстоять свою авторскую позицию закономерно приводит исследователя к теоретическому обоснованию своей концепции, к осмыслению своего исследовательского опыта. Иначе говоря, благодаря использованию метода проектирования исследователь приходит к выводу о том, что позиция профессионала как в теории, так и в практике образования — это позиция теоретическая.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Исследователю и органам управления совершенно необходи‑
мы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объек‑
тивная информация о результатах работы. Сбор, обработка и ана‑
лиз такой информации, дающие возможность анализировать, оце‑
нивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содер‑
жание ‑
мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев(обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев успешности: образовательный, социо‑
логический, индивидуально-личностного развития, воспитанно‑
сти, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключа‑
ются? Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оце‑
нивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.
Образовательный критерий:
- качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победи‑
телей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос‑
бюджетные места, по успеваемости;
- количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо‑
вательскую деятельность;
- глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгорит‑
мическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уро‑
ень сложности решаемых задач.
Социологический критерий:
‑
- реальные возможности свободного выбора школьника в рам‑
ках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внекласс‑
ных занятий по интересам и т.д.);
- адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жи‑
тельства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;
- адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к ус‑
ловиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессио‑
нальной деятельности и др.);
- престиж школы в глазах родителей, руководителей производ‑
ства, конкурс при поступлении в школу;
- правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;
- уровень развития классных коллективов.
Критерий индивидуально-личностного развития:
- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
- адекватность самооценки;
- степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопе‑
реживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;
- степень самореализации (реализации индивидуальных возмож‑
ностей);
‑
- выраженность индивидуального стиля деятельности и черт ха‑
рактера;
- развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте‑
тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ‑
ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.
Критерий воспитанности:
- сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и актив‑
ности;
- степень сформированности нравственных идеалов и нравствен‑
ного поведения;
- развитие экологической культуры личности;
- развитие толерантности, стремления помогать другим людям;
- наличие или отсутствие вредных привычек;
- факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;
- степень сплоченности классных коллективов.
Валеологический критерий (критерий здоровья):
- уровень психического и физического здоровья, развития ос‑
новных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;
- заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);
- распределение учащихся погруппам здоровья;
- количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению.
‑
Критерий психологического комфорта:
- степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;
- уровень тревожности;
- межличностные отношения, социальное благополучие.
Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и деть‑
ми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельно‑
сти определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели:
критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: сомати‑
ческие заболевания, признаки повышенной нервозности, види‑
мая или продиагностированная психическая патология, патоло‑
гическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и ток‑
сическим веществам);
критерий психологической комфортности (изменения эмоци‑
ональных проявлений, работоспособности, межличностных отно‑
шений, поведения и др.);
критерий самостоятельности (изменения отношения к само‑
обслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств);
‑
критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциу‑
ме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.);
критерий жизненного определения (уровень соответствия реа‑
лизации прав несовершеннолетних действующему в РФ законода‑
тельству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к тру‑
довой деятельности).