Родительское собрание как форма психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в приемных семьях
(из опыта работы)
В УО «Речицкий государственный социально-педагогический» центр разработана и реализовывается «Комплексная программа организации и сопровождения приемной семьи» (ж-л "Сацыяльна-педагагічная работа" № 3, 2008).
Главный акцент в программе делается на должный отбор и подготовку кандидатов в приемные родители к исполнению своих функциональных обязанностей.
Это ассоциируется, прежде всего, с формированием профессиональной идентичности, которая в свою очередь будет/должна выполнять функцию внутреннего мотиватора изменений личности приемных родителей в сторону совершенствования своей профессиональной деятельности.
В этом отношении использование родительского собрания как формы психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в приемных семьях призвано решить ряд актуальных задач:
во-первых, повысить родительскую компетентность, провести так называемый социально-педагогический и психологический ликбез за счет получения необходимой информации со стороны соответствующих специалистов;
во-вторых, на основе групповой работы приемных родителей, повысить их профессиональный уровень, дать возможность рефлексии личностных проблем, мешающих воспитанию приемных детей, сформировать профессиональный круг общения на ближайшее будущее, что особенно важно в начальный период работы в качестве приемного родителя;
в-третьих, осуществлять контроль их деятельности по разрешению насущных проблем в рамках сопровождения приемной семьи согласно плану развития приемной семьи;
в-четвертых, позволяет воспитанникам приемных семей в большей мере чувствовать приближение позитивных изменений в своей жизни, связанных со статусными и нравственными изменениями в лучшую сторону.
Все вышеперечисленное является, таким образом, основой структурно-содержательной организации и проведения собраний для приемных родителей.
Остановимся подробнее на методолого-прикладных аспектах организации и проведения вышеуказанных мероприятий.
Организация и периодичность.
Поскольку большинство приемных родителей проживают в сельской местности достаточно удаленных от города Речицы, а ритмика жизни их воспитанников следует государственным требованиям в плане обучения и воспитания, постольку необходимым в обязательном порядке считаю проведение родительских собраний по следующим поводам:
-подготовка приемного ребенка к поступлению в школу, другое учебное заведение (май-июль);
-анализ работы приемного родителя согласно плану развития семьи (время составления плана на следующее полугодие);
-текущие организационные вопросы, касающиеся всех приемных родителей и их воспитанников (участие в конкурсах, подготовка к Новому году и т.п.);
-повышение профессиональной компетенции приемного родителя в области обучения и воспитания приемных детей.
Таким образом, в год может выйти в общей сложности от 4 (минимум) до 8 собраний для приемных семей.
Опыт показывает, что уже на 2-ом, 3-м собрании, складываются групповые отношения, родители демонстрируют высокую активность, появляется мотивация на социально-психологические изменения. Родительские группы комплектуются по мере создания новых семей. В группу, как правило, входит не более 15 человек.
Время, пространство и материальное оснащение.
Каждое родительское собрание решает ряд важных задач (см. выше) и предполагает разноплановую работу (обучающую, воспитательную, психотерапевтическую, консультационную и т.п.), поэтому время проведения собрания должно быть достаточно объемным. В нашем центре длительность собрания колеблется от 2-х до 2,5 часов.
Важно и то, как организовано рабочее пространство собрания. Опыт показывает, что целесообразно изменять размещение участников родительского собрания в зависимости от обсуждаемых вопросов. Например, в ходе подачи информации (лекция, демонстрация фильма и т.п.) удобнее расположение участников по рядам, в ходе обсуждения – в виде полукруга или круге.
Более эффективно проведение собраний в специальном помещении, поскольку, таким образом, скорее формируется психодинамический стереотип работы собрания.
Помимо этого, важно и материальное оснащение: наличие удобных кресел, использование мультимедийных устройств, соответствующей наглядности, уютной обстановки. Эти факторы косвенно указывают на то, что здесь к гостям относятся с уважением, подчеркивается серьезность и значимость проводимой работы, создается благоприятная атмосфера для общения и самовыражения.
Содержание и структура.
Содержание и структура родительского собрания также определяется вышеуказанными задачами.
Вначале собрания, после «разогрева» и/или знакомства происходит информирование родителей относительно тех или иных социально-педагогических и психологических вопросов семейного воспитания, безопасности жизнедеятельности семьи и ребенка, социализации и т.п. (данные вопросы определяются исходя из запроса родителей, и/или из видения проблемной ситуации со стороны специалистов).
Далее эта информация активно обсуждается относительно конкретики жизненной ситуации участников собрания при постоянной акцентуации внимания на профессиональной ответственности и компетентности. В ходе обсуждений ведущие собрания (педагог социальный или психолог) всегда стимулируют родителей вносить конкретные, а главное выполнимые предложения по собственному развитию, как специалиста, социально-педагогической и психологической реабилитации приемных детей, выполнению поставленных задач в плане развития приемной семьи. Именно на этом этапе предлагается помощь педагогов социальных, психологов, медицинских работников, психотерапевтов и пр. не только СПЦ, но и других организаций (РТЦСОН, ЦКРО и Р, УЗ, и т.п.), даются соответствующие координаты.
Кроме того, родителям приходится рассказывать о том, что они смогли сделать за истекший период, а также озвучить проблемные моменты, которые объективно не могут быть ими решены и нуждаются в комплексном подходе со стороны других служб.
Именно в ходе групповой работы родителям предоставляется уникальная возможность получить дополнительный социально-психологический ресурс, провести рефлексию, «увидеть» проблемы своих коллег, как свои собственные и наконец, просто выговориться и быть услышанными.
Не секрет, что большинство приемных родителей являются простыми людьми, как правило, без специального образования, иногда воспитывающими своих приемных детей по принципу « и нас так воспитывали, и ничего: людьми выросли», что является в современных условиях не совсем верной установкой.
Поэтому, такая форма работы выступает для них дополнительным ликбезом в отношении выполняемой деятельности.
Завершается собрание либо мини выступлением приемных детей, которые, зачастую приглашаются на собрания. Как правило, они готовят какое-либо выступление, или кто-то из приемных родителей рассказывает о своих творческих наработках. Это важный момент, который позволяет удостовериться приемным родителям, недавно начавшим свой трудовой путь в этом качестве, что их работа всегда имеет позитивный результат, если выполняется на базе применения научных знаний, мотивации любви к своей профессии, искренней заинтересованности в судьбе своих питомцев.
Затем следует краткая рефлексия, и утверждение темы на следующую встречу.
Участники.
Обязательными участниками являются приемные родители и специалисты центра. В зависимости от конкретной тематики, приглашаются специалисты из санэпидемстанции, нарколог, психиатр, служитель религиозного культа и т.п., то есть более узкий специалист в рамках обсуждаемой проблемы либо другой компетентный представитель.
Также, приглашаются приемные родители воспитанники, которых, уже стали на собственные ноги и в настоящее время демонстрирующие успешную социализацию. Присутствие этих гостей очень важно. Так как живые примеры успешной социальной реабилитации приемных детей, придают дополнительные силы родителям в преодолении жизненных трудностей, показывают объективную возможность изменений их воспитанников в лучшую сторону. Кроме этого, ценен их позитивный опыт социально-психологической реабилитации детей, который также становится предметом активного обсуждения.
В заключение стоит отметить, что эффективность применения любой формы социально-педагогической и психологической работы обусловлена уровнем профессионализма специалиста ее использующего (а зачастую создающего), его умением предельно четко и ясно ставить себе цели и задачи, исходя из реальной проблематики, находить творческие способы ее решения и предупреждения в будущем.
Педагог-психолог И.Н. Малиновский