Психологические условия оптимизации детско-родительских отношений.

Доказана актуальность и значимость изучения детско-родительских отношений, разработано определение оптимизации детско-родитель-ских отношения, на теоретическом и эмпирическом уровне установлено, что в качестве психологические условия оптимизации детско-роди-тельских отношений может выступать формирование представлений у родителей о поощрении и наказании.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, оптимизация детско-родительских отношений, поощрение и наказание как методы семейного воспитания.

Детско-родительские отношения выступают в качестве важнейшей детерминанты психического развития и процесса социализации ребенка, а также составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы. При этом под детско-родительскими отношениями понимается, с одной стороны, психологическая связь родителей с ребенком, выраженная в действиях родителя, его реакциях и переживаниях; с другой - система непрерывных, длительных, взаимосвязанных, но неравнозначных отношений родителей к ребенку и отношений ребенка к родителям (О.А. Карабановой, В.Н. Мясищев, Е.Г. Силяева). При этом, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя, амбивалентностью (Е.О. Смирнова), постоянным их изменением с возрастом ребенка и неизбежным отделением ребенка от родителей, внутренней конфликтностью (Н.П. Мальтиникова, А.С. Спиваковская).

В соответствии с этим, возникает необходимость оказания родителям психологической помощи, связанной с оптимизацией детско-родительских отношений в семье [46,47,49]. В рамках данного исследования под оптимизацией детско-родительских отношений рассматривается наиболее приемлемая перестройка системы общения родителей и детей за счет повышения у взрослых психологической компетентности в области воспитания, формирования эффективных способов взаимодействия с детьми и осознания тех моделей взаимодействия с ними, которые вызывают или провоцируют проблемное поведение последних.

Известно, что для оптимизации детско-родительских отношений в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зави сят от позиции, которую занимают взрослые, стиля воспитания, эмоциональной близости, принятия ребенка, авторитетности родителя, удовлетворенности семейными и детско-родительскими отношениями каждого члена [44,50]. При этом вопрос относительно изучения психолого-педагогических условий оптимизации детско-родительских отношений через формирование представлений у родителей о поощрении и наказании остается недостаточно разработанным.

Воспитывая ребенка, родители действуют в соответствии со своими представлениями о том, как им следует поступать. Отметим, что представления играют важную роль в психической регуляции деятельности человека: они участвуют в формировании картины мира, ориентируют деятельность человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, составляют основное содержание знаний, умений и навыков, являются достоянием каждой личности и формой фиксации коллективного опыта. Овладение соответствующим набором представлений представляет собой содержательный аспект процесса социализации, определяя типичные для данной традиции версии отстройки индивидуального сознания и личностные поведенческие стратегии (С.Ю. Головин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Щербатых и др.). Также известно, что представления никогда не имеют высокой степени наглядности и, как правило, достаточно бледны, полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Они отличаются изменчивостью и текучестью [48]. Вероятно, что представления родителей о воспитании детей, методах семейного воспитания, а именно о поощрении и наказании так же отличаются фрагментарностью и неустойчивостью.

Опыт психопрактической групповой работы с родителями показывает, что наказание выступает у них в качестве эффективного метода воспитания [45]. При этом известно, что наказание наносит огромный ущерб духовному, а часто и физическому развитию ребенка (Л.И. Божович), подкрепляет чувство неполноценности, озлобленности (А. Адлер), враждебности, мстительности (Т.Р. Гордон), формирует страх, тревогу, эмоциональные расстройства, приводит к потере уверенности, самоуважения (Б.Ф. Скиннер), к развитию патологических черт характера, зависимости, мотивации избегания, скрытности, зависти, чувства отверженности (О.А. Карабанова).

При этом поощрение как метод семейного воспитания дает более эффективные результаты, чем наказание. Оно способствует формированию позитивных качеств личности (доброжелательность, ответственность, чуткость, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, и т.п.), повышает самооценку ребенка и способно скорректировать его характер; вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью (Л.И. Божович, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.Г. Япарова).

Таким образом, актуальность и значимость формирования у родителей более четких, устойчивых, полных представлений о поощрении и наказании

обусловлена необходимостью оптимизировать детско-родительские отношения, предупредить возможные психотравмирующие воздействия родительских методов воспитания на ребенка, осуществить коррекцию не всегда эффективного осознанного поведения родителей.

Следовательно, цель нашего исследования состоит в обосновании и эмпирической проверке возможности оптимизации детско-родительских отношений через формирование у родителей представлений о поощрении и наказании. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что формирование у родителей представлений о поощрении и наказании является условием оптимизации детско-родительских отношений и будет эффективным при использовании методов активного обучения, в частности, методов самодиагностики, методов, направленных на повышение психологической компетентности, методов бодинамического анализа и метода решения конкретных ситуаций.

В эмпирическом исследовании приняли участие 52 человека. Из них родителей - 32 человека (12 отцов и 20 матерей) и их 20 детей 7-8-летнего возраста. В апробации обучающей программы участвовало 16 родителей на базе муниципального образовательного учреждения СОШ № 43 г. Архангельска.

Для изучения отношения родителей к детям были использованы: методика «Родительское сочинение», модифицированная проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Осознанность использования родителями наказания и поощрения. Выявление искажения восприятия эмоциональной информации у детей» Е.И. Николаевой (вариант для взрослых) и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Отношение детей к своим родителям определялось с помощью проективной методики «Рисунок семьи», модифицированной проективной методики «Незаконченные предложения» (вариант для детей) и опросника «Осознанность использования родителями наказания и поощрения. Выявление искажения восприятия эмоциональной информации у детей» Е.И. Николаевой (вариант для детей).

Анализ результатов первичной диагностики доказал необходимость разработки и адаптации программы формирующего эксперимента по формированию у родителей представлений о поощрении и наказании. Целью программы семинара-тренинга «Как поощрять и наказывать своих детей и надо ли это делать» является формирование у родителей представлений о поощрении и наказании. Задачи программы состоят в следующем: повысить уровень психологической компетентности родителей через знакомство с понятиями наказания и поощрения, их видами и функциями; расширить возможности понимания причин непослушного поведения детей; познакомиться с правилами использования наказания и поощрения; повысить значимость детско-родительских отношений через формирование у родителей представлений о взаимосвязи между методами воспитания и развитием лично-

сти ребенка, а также через осознание тех моделей взаимодействия с собственными детьми, которые вызывают или провоцируют проблемное поведение у последних; сформировать новые навыки взаимодействия с ребенком в использовании наказаний и поощрений.

Всего в данной программе семинара-тренинга 4 темы: 1) Поощрение и наказание как основные методы воспитания; 2) Причины плохого поведения детей; 3) Влияние поощрения и наказания на развитие личности; 4) Правила использования поощрений и наказаний. Программа семинара-тренинга рассчитана на 18 часов (6 занятий по три часа) [45].

Для того чтобы проверить эффективность разработанной обучающей программы использовался квазиэкспериментальный план с контрольной группой. Экспериментальная группа участвовала в семинаре-тренинге, после которого была проверена достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами и дана оценка сдвига показателей в экспериментальной группе. Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений в ходе экспериментального воздействия в группе, участвующей в семинаре-тренинге. В контрольной группе статистически значимых изменений не произошло.

После реализации программы у родителей сохранились в качестве преобладающих мотивов воспитания реализация потребности смысла жизни и реализация потребности в эмоциональном контакте (до и после воздействия 75 %). При этом уже только для половины из них характерна адекватная родительская позиция, у 38 % опрошенных после воздействия появились прогностическая позиция, у 12 % - динамическая. Данный факт свидетельствует о том, что теперь родители стали задумываться о возможных перспективах развития своего ребенка и стараются выстраивать взаимодействие ребенка с учетом этого предвидения и пока только единицы способны к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. В то время как до тренинга родителей с адекватной родительской позицией было большинство (88 %) и только единицы - прогностической (6 %) и динамической (6 %).

По окончании работы большинство родителей стали более открытыми, уверенными, компетентными, у них повысился уровень рефлексивности, появилось позитивное отношение к себе как родителю и к своим детям. Родители в качестве ценности и фактора их саморазвития стали рассматривать эффективное общение с детьми, давать адекватную оценку своей воспитательной позиции и видеть свои ресурсы для решения проблем воспитания ребенка, акцентируя свое внимание на своих сильных положительных сторонах. Существенно снизился показатель оценки родительского воздействия на ребенка.

После групповой работы с родителями представления о поощрении и наказании стали более четкими, полными, яркими и устойчивыми. Участники семинара-тренинга стали лучше понимать своих детей и научились определять причины непослушного детского поведения. Теперь для большинства родителей более предпочитаемым и эффективным способом воспитания становится поощрение; использование физического наказания в процессе воспитания стали считать недопустимым. При этом все участники тренинга стали иметь адекватные представления о чувствах детей в момент наказания и поощрения, у большинства появилась осознанность в применении методов воспитания и лишь единицы продолжали действовать спонтанно. Статистически значимые различия обнаружены по параметрам: «Наличие взаимопонимания в семье между ребенком и родителем», «Осознанность поведения родителя в процессе наказания и поощрения» и «Спонтанность поведения родителя в процессе наказания и поощрения» (р = 0,031; р = 0,031; р = 0,026; р = 0,026).

Изменения затронули и переменные, описывающие стили детско-родительских отношений. Так, исчезли такие стили воспитания, как расширение сферы родительских чувств, неразвитость родительских чувств, чрезмерность санкций, гипопротекция и вытеснение конфликта между супругами в сферу воспитания. При анализе и сравнении результатов исходной и итоговой диагностики были обнаружены статистически значимые различия в стилях воспитания «Воспитательная неуверенность», «Неустойчивость стилей воспитания», «Гиперпротекция» (р = 0,031; р = 0,026; р = 0,026).

По окончании групповой работы с родителями абсолютно все дети стали характеризовать свои отношения с родителями как положительные, более тесные; у них появился интерес к общению со своими близкими взрослыми; образ родителей стал позитивным; они стали испытывать чувство принадлежности к своей семье и у них исчезло чувство отверженности. Большинство из них стали испытывать психологическое благополучие в семье, в то время как до экспериментального воздействия таковых среди первоклассников было 25 %. При этом, к сожалению, остались единицы детей, у которых сохранилась неудовлетворенность в близких эмоциональных отношениях с родителями. Более значимым близким лицом для большинства детей, как «до», так и «после» реализации эксперимента остались матери. Если до воздействия преобладающими стилями воспитания в семье с точки зрения детей являлись «Гиперопека», «Кумир семьи» и «Гипоопека», то после воздействия преобладающими остались «Кумир семьи» и «Гиперопека».

После развивающих занятий с матерями лишь для единиц их детей характерно вытеснение своих чувств и исчезли дети, имеющие искажения в эмоциональной информации. Кроме того, при сравнении результатов исходной и итоговой диагностики группы младших школьников обнаружены статистически значимые различия по параметру «Наличие алекситимии», т.е. дети стали лучше понимать свои чувства и чувства других людей (0,031).

Кроме того, на основе наблюдений было отмечено родители стали больше общаться с детьми, прислушиваться к их мнению, оказывать эмоциональную поддержку, ориентироваться на состояние ребенка при взаимодействии с ним. Таким образом, на основании проведенного исследования нами доказан тот факт, что в качестве психологического условия оптимизации

детско-родительских отношений может выступать формирование представлений о поощрении и наказании.

Наши рекомендации