Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1

Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.

Упражнение 2 развитие связности движений при написании букв п, н за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Самым сложным при написании этих букв без отрыва является точное совпадение линий при проведении второй раз по одной из них. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности при формировании графического навыка, учитель может предложить писать первый и второй элементы букв п, н отрывно, отрабатывая при этом связность при написании второго и третьего элементов буквы н. Даже если весь класс пишет данные буквы за одно движение, важно, чтобы учитель разрешил тем учащимся, которые еще не готовы к этому, писать с отрывом. На двух чистых строчках можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, я .

Упражнение 3 закрепление правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу. Выполняется письменно фронтально. Хорошо читающие учащиеся читают предложения, кто-то из учащихся называет слово с пропущенной буквой и сообщает, какую букву нужно вставить. При работе над третьим предложением нужно выяснить, известно ли классу значение слова лютые, при необходимости сообщить, что в этом предложении слово лютый значит очень сильный, а иногда это слово значит злой, свирепый (лютый зверь). Дополнительное задание: записать в рабочую тетрадь слова, в которые вставляли буквы; списать в тетрадь одно из предложений.

Упражнение 4 закрепление умения определять, на какой вопрос отвечает слово, находить слова, отвечающие на заданный вопрос. Выполняется письменно самостоятельно, в слабом классе лучше выполнить фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать все стихотворение, коротко обсудить, о чем оно и после этого приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Учащиеся записывают по три слова в столбик, слова стихотворения могут быть распределены следующим образом:

кто? что? что делать?
тигрёнок кроватка петь
мама джунгли смеяться
папа лапа бежать
  дверь пожать
  грудь сказать
  рука хотеть
    сидеть
    открыть
    прижать

Возможная трудность: учащиеся могут предложить записать в первый столбик слова он и ты. В этом случае учителю стоит сказать, что эти слова действительно отвечают на вопрос кто?, но записывать их в первый столбик не нужно.

После обсуждения стихотворения учитель предлагает подумать, на какие вопросы отвечают слова он и ты (кто?), после чего объясняет ученикам, что это особые слова, с которыми ученики встретятся на уроке 42 (1 кл) и в 3-ем классе; записывать эти слова в столбик с вопросом кто? не следует.

Упражнение 5 работа над умением давать развернутое толкование слова, находить слово, от которого образовано данное. Выполняется фронтально, при необходимости учитель оказывает помощь. Дополнительные задания: 1) ответить на вопрос «Можно ли сказать, что выделенные слова образованы от тех слов, которые дописаны?»; 2) задать вопрос к словам, написанным на строчках первыми; 3) определить, что объединяет эти слова (отвечают на один и тот же вопрос); 4) записать в рабочую тетрадь пары слов: фруктовый – фрукты, рыбный – рыба, берёзовый – берёза, кирпичный – кирпич, горный – горы, лисий – лиса.

Упражнение 6 отработка действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Нужно нацелить учащихся на необходимость обращать внимание на запятые в предложениях. Дополнительные задания после списывания: 1) первое предложение послушать несколько раз (учитель орфографически проговаривает каждое слово), проговорить орфографически и записать по слуховой памяти; 2) второе предложение прочитать самостоятельно несколько раз, потом записать по памяти; 3) третье предложение записать под диктовку учителя; 4) проверить свою работу, сверив с тетрадью на печатной основе.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 23

Задачи урока: наблюдать речевые ситуации, в которых возникает непонимание заданного вопроса и, как следствие, предлагается неточный ответ; формировать правила речевого поведения; закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить правило переноса слов; наблюдать за использованием омонимов (термин не употребляется).

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» моделирует речевую ситуацию, при которой неполный ответ является нарушением правил речевого этикета. Выполняется фронтально. Текст и вопросы к тексту читает учитель. После чтения первых реплик диалога ученики должны обсудить сложившуюся ситуацию: ограничить ответ предложением «Я много чего люблю» - значит, поступить невежливо по отношению к собеседнику. Но спрашивающий, пытаясь по-прежнему установить контакт с собеседником, может уточнить: «А что именно ты любишь?» - и получить ответ, который приводится далее. В ходе выполнения данного упражнения ученики осваивают коммуникативные универсальные учебные действия, а именно умения строить для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет, задавать вопросы, достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию. После обсуждения правил речевого общения ученики высказываются о собственных интересах. Не следует игнорировать вопрос «О чем бы тебе было интересно побеседовать с Дениской?», т.к., отвечая на него, ученики продемонстрируют (или освоят с помощью учителя) умение продолжить беседу, учитывая интересы собеседника.

Упражнение 1 (речь) продолжает наблюдение над текстом, в котором демонстрируется непонимание собеседником заданного ему вопроса. Важно, чтобы в процессе обсуждения ученики пришли к выводу о том, что в коммуникативной неудаче (неправильном понимании, отсутствии полноценного общения), виноват не только Мишка, который неправильно понял вопрос, но и тот, кто неконкретно, неточно задал вопрос именно Мишки, т.е. не учел каких-то его особенностей.

Рубрика «Обрати внимание» формулирует правила речевого поведения, формирует коммуникативные универсальные учебные действия – строить понятные для партнера высказывания.

Упражнение 2 (речь) моделирует ситуации, в которых неудача речевого общения (коммуникативная неудача) вызвана неправильно, нечетко сформулированным вопросом. Несмотря на то что упражнения помечено значком «если осталось время», рекомендуется провести его во всех классах, особенно в тех, где учащиеся испытывают трудности в изучении (и освоении) русского языка. Если ученики не могут самостоятельно переформулировать вопросы, учителю следует предложить свои варианты: «А ты ходишь в какую-нибудь секцию или кружок?», «Чем ты интересуешься, как проводишь свободное время? Чем занимаешься после занятий в школе?»

Упражнение 3 (язык) закрепляет умение задавать вопросы к словам. Рекомендуется для выполнения только в тех классах, где ученики испытывают затруднение при выполнении подобных заданий, в остальных классах может не проводиться. В случае затруднения учитель предлагает ученикам найти ответ на заданный вопрос в рубрике «Тайны языка» из урока 5. Учитель записывает на доске предложения, которые ученики списывают в тетради (при перечислении достаточно ограничиться тремя примерами): Мишка любит (что?) булки, плюшки, батоны. Мишка любит (кого?) котят, бабушку.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с постановкой запятой при перечислении. Категорически не рекомендуется отрабатывает это правило. Впоследствии при анализе или записи примеров с перечислением учитель только обращает внимание учеников на запятую.

Упражнение 4 (язык) повторяет правило переноса слов. Выполняется только сильными учениками самостоятельно или в парах.

Упражнение 5 (язык) организует наблюдение над омонимами и паронимами (термины не используется) и их использованием с целью языковой игры, комплексно повторяет порядок действий при списывании, правило правописания сочетаний ча-ща, правило написания прописной (заглавной) буквы. Выполняется самостоятельно в полном объеме сильными учениками. В остальных классах следует проанализировать выделенные слова и объяснить разницу в написании прописной и строчной буквы. Запись на доске: фамилия – Комаров, населенный пункт – Комарово, насекомое – комар.

Наши рекомендации