Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 развитие связности движений при написании заглавной буквы И за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Предлагаемая работа очень похожа на проводившуюся на уроке 23. На первой строчке отрабатывается наиболее сложный момент написания этой буквы: изменение угла линии, идущей вверх после выполнения закругления. Вставка № 3
Чтобы предупредить появление ошибочных начертаний, связанных с отсутствием изменения угла идущей вверх линии, нужно специально оговорить с учащимися необходимость изменения угла наклона, попросить их найти точку, в которой происходит это изменение, отметить эту точку цветом. Стоит также еще раз зафиксировать внимание учащихся на параллельности линий внутри отрабатываемого элемента и внутри буквы. На третьей строчке можно потренироваться в безотрывном написании буквы и. На четвертой строчке можно потренироваться в безотрывном написании заглавной буквы Ш или потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, м, я п, н, и, у.
Упражнение 3 отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов, повторение знаний о звуках русского языка. Выполняется письменно самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. Правильными являются второе и третье утверждения. Дополнительное задание: придумать еще одно - два правильных утверждения. Такими утверждениями могут быть такие: 1) второй слог ударный; 2) есть два звонких согласных звука; 3) есть буква, обозначающая два звука. Вариант выполнения упражнения: в очень слабом классе это упражнение можно выполнить по-другому: сначала предложить учащимся самостоятельно построить звуковую модель слова маяк (из фишек или нарисовать цветными ручками в тетради рядом со словом), поставить ударение, потом проверить правильность выполнения и приступить к поиску правильных утверждений: каждое утверждение читается вслух, в процессе фронтального обсуждения делается вывод о его правильности или неправильности – модель в этом случае является основанием для принятия решения.
Упражнение 4 закрепление правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща. Перед началом письменного самостоятельного выполнения стихотворения читаются вслух. Дополнительные задания: 1) ответить на вопрос «Какие правила пришлось вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение?», предложить еще несколько слов, при записи которых нужно будет применять эти правила; 2) списать в тетрадь одно из стихотворений.
Упражнение 5 наблюдение над группами родственных слов. Выполняется фронтально. После прочтения задания важно предложить учащимся вспомнить, какие слова в русском языке называются родственными. После выслушивания ответов учащихся учитель предлагает открыть учебник на странице 79 (урок 24) и прочитать рубрику «обрати внимание». Во время работы с группами родственных слов нужно давать развернутое толкование каждого слова, дополнительно можно предложить учащимся продолжать каждый ряд, это будет способствовать расширению словарного запаса. После постановки ударения важно просить в каждой из групп называть слова, в которых подчеркнутая часть звучит четко. Дополнительное задание: списать две группы в тетрадь.
Упражнение 6 отработка действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Особое внимание нужно обратить на написание слов когда-то, двадцать, расставлять; кроме того, нужно нацелить учащихся на постановку запятых во втором предложении. Дополнительное задание после списывания: найти предложение с восклицательным знаком на конце, хором прочитать его орфографически, повторить его орфографически несколько раз, а потом по памяти записать его в тетрадь, после чего проверить свою запись, сверив с тетрадью на печатной основе.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
___________
Урок 25
Задачи урока: моделировать речевую ситуацию, в которой высказываются интересы говорящего; знакомить со словами, близкими по значению, но разными по написанию (синонимы; термин не употребляется); повторить правило постановки вопросительного знака, отработать умение задавать вопросы к словам; закрепить знание о функции букв ё, я.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) моделирует речевую ситуацию, в которой говорящий высказывает собственные интересы (в форме вопроса) и побуждает собеседника к обсуждению. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. При обсуждении текста стихотворения следует обратить внимание учеников на следующее: во-первых, формулировка вопроса «От кого река бежит?» предполагает анализ различных значений слова бежит. Рекомендуется напомнить ученикам о словах, имеющих несколько значений, а также о приеме сравнения - течение реки сравнивают с тем, как будто она бежит от кого-то (ср. урок 20, упр. 5). Во-вторых, важно отметить, что некоторые вопросы, которые задаются при общении, могут показаться смешными, неинтересными, но они важны для собеседника, а значит, необходимо отреагировать на них так, чтобы общение состоялось. При формировании коммуникативных универсальных учебных действий следует ориентировать учеников учитывать разные мнения, допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. Следовательно, для успешного общения необходимо учитывать точку зрения и интересы собеседника. Именно поэтому учащимся предлагается задание «Представь, что эти вопросы задали тебе. Как ты на них ответишь?», чтобы ученики попытались ответить на эти вопросы. Однако варианты ответов, которые предложат учащиеся, будут свидетельствовать об их готовности или неготовности учитывать интересы собеседника, о стремлении (или его отсутствии) продолжить общение. В-третьих, ученикам предлагается высказаться о том, что их интересует. Возможно, что при озвучивании собственных интересов ученики столкнутся с той же ситуацией, которую наблюдали при анализе текста стихотворения: то, что интересует героя стихотворения, не интересно им, однако их интересы могут не разделять одноклассники. Учителю важно продемонстрировать ученикам, что наши интересы не всегда разделяются собеседниками, однако правила речевого поведения требуют соблюдения определенных норм: необходимо проявить интерес к тому, о чем говорит собеседник, и в то же время быть готовыми к тому, что наши интересы им не разделяются. В таком случае, чтобы избежать коммуникативной неудачи (непонимания, конфликта, прекращения общения) важно соблюдать правила речевого взаимодействия: быть вежливым, участливым, задать дополнительный вопрос, уточнить что-то, не обижаться, если не разделяют нашу позицию и наши интересы и т.п.
Упражнение 2 (язык) организует наблюдение за словами, сходными по значению (термин «синонимы» не употребляется), предупреждает орфографические ошибки в написании слов отчего и оттого. Выполняется фронтально с опорой на речевой опыт учащихся как носителей языка. Ученики должны прийти к выводу, что слово отчего может быть заменено на слово почему, а слово оттого на слово потому. Рекомендуется записать на доске: отчего = почему, оттого = потому.
Упражнение 3 (язык) повторяет правило постановки вопросительного знака в конце предложения, обращает внимание на цель высказывания (вопрос) предложения. Выполняется в классах, где учащиеся недостаточно овладели умением ставить вопросительный знак в конце предложения; в остальных классах может не проводиться.
Упражнение 4 (язык) закрепляет умение задавать вопросы к словам. Выполняется фронтально по образцу предшествующих уроков.
Упражнение 5 (язык) повторяет функцию йотированных букв (ё, я) как показателя мягкости предшествующих согласных. Выполняется в парах или самостоятельно сильными учениками. Рекомендуется для фронтальной работы в классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся. Сначала выписываются слова, где буквы ё, я обозначают мягкость предшествующего согласного - ревёт - [в’о]), клякса - [л’а], затем слова, где эти буквы обозначают два звука: поёт, семья, муравья, льёт. При необходимости следует предложить ученикам составить звуковые модели выписанных слов.