И его гуманистический характер

Процесс обучения – педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов в специально организованной среде для достижения целей обучения. Обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Включает в себя две части преподавание и учение.

Разделом науки педагогики, изучающим законы, закономерности и принципы обучения, определяющие содержание, технологии и формы и методы организации учебного процесса, является дидактика. Дидактика выделяет три основные функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Первая функция направлена на формирование ЗУН и опыта репродуктивной познавательной деятельности. Вторая – на разносторонне развитие индивидуальных способностей обучающихся, третья – формирование нравственных и эстетических представлений, системы мировоззрения, норм и правил поведения.

В дидактической модели процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного явления. В их число входят:

· дидактический компонент, обобщающий связи и отношения между собственно дидактическими элементами учебного процесса;

· гносеологический компонент, определяющий его в аспекте познания обучающимися объективной действительности, фактов и законов, самих себя;

· психологический компонент, относящийся преимущественно к внутренней (психической) познавательной деятельности в процессе обучения;

· кибернетический компонент, отражающий все многообразие связей, проявляющихся в ходе управления усвоением учебной информации;

· социологический компонент, охватывающий отношения между участниками учебного процесса;

· организационный компонент, раскрывающий отношения, возникающие при организации учебного и преподавательского труда, их материально-технического оснащения, стимулирования преподавательской и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Системообразующими элементами процесса обучения выступают: цель обучения, деятельность преподавания, деятельность учения и результат. Переменными составляющими учебного процесса являются средства управления учебным процессом, которые включают: содержание учебного материала, методы, средства и организационные формы обучения.

 
  И его гуманистический характер - student2.ru

Схема 2. Модель структуры учебного процесса

Цели обучения зависят от требований общества к уровню образованности личности. Они зависят от внешних и внутренних факторов процесса обучения: социально-экономической ситуации, политической обстановки, совместной деятельности педагога и обучаемого, воспитывающий характер, применение адекватных целям технологий обучения, культурных, материальных условий и др.

Содержание учебного предмета–система знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися в конкретной области наук, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

Методы обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на решение дидактических задач. Выделяют словесные, наглядные, практические методы.

Средства обучения – материальный или идеальный объект, который используется преподавателями и обучаемыми для усвоения новых знаний, приобретения умений и навыков. Средства обучения подразделяются на материальные (учебники и пособия, модели и макеты, учебно-лабораторное оборудование, учебные помещения, мебель и др.) и идеальные (усвоенные ранее знания и умения, речь и письмо, чертежи и диаграммы, схемы и условные обозначения). К материальным средствам обучения можно отнести технические средства обучения – устройства, помогающие преподавателю обеспечивать обучаемых учебной информацией, управлять процессом запоминания, применения и понимания знаний, контролировать процесс и результат обучения.

Организационные формы обучения – ограниченные во времени конструкции процесса обучения, обозначающие вид учебного занятия. Он могут быть индивидуальные и коллективные, теоретические и практические, комбинированные и трудовые.

В условиях гуманизации системы образования в структуре учебно-воспитательного процесса усиливается значимость и роль личности педагога и обучаемого. Осуществляется переход на субъект-субъектные отношения. Готовность педагога к реализации гуманистической, личностной направленности обучения требует адекватных ему личностных свойств – эмпатийность, увлеченность, толерантность, отношение к обучающемуся как к уникальной личности и др. Главный фактор личностного развития связан с востребованностью личностного начала индивида социумом, логикой деятельности, самопроектированием.

Выделены три положения гуманистически направленного процесса обучения:

- все приемы должны способствовать вхождению предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы обучаемого;

- способом освоения личностного опыта выступает диалог;

- игровая форма воссоздания реальности.

Современной парадигмой образования XXI века является обеспечение устойчивого развития общества и личности, а основными чертами становятся опережающий характер, гуманизация, непрерывность, развивающее, социально-ответственное, личностно-ориентированное образование, приводящее к достижению обучающимися уровня понимания, саморазвития и самореализации на базе широкого, фундаментального, открытого многовариантного обучения, в котором приоритет отдается творчеству и инновациям.

Поворот образования к личности обусловлен общим кризисом технократического общества. Гуманистическая парадигма противостоит централизму и единообразию в образовании, экстенсивному росту объема знаний и при сокращении осмысления и рефлексии, приданию учебно-воспитательному процессу внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъекта обучения. Кризис приводит к осознанию отправной ценности образования, которой является абсолютная ценность личности, не зависимо от функциональной значимости, соответствия какой-либо политической или идеологической модели [26].

Развиваемая концепция служит научной основой определенного вида образования, специально направленного на формирование у индивида опыта личностной самоорганизации, выражающегося в его готовности к исполнению специфических личностных функций по отношению к социуму и собственной жизнедеятельности.

Гуманистический характер образования проявился в компетентностном подходе при подготовке выпускников, в основе которого лежит практическая направленность процесса обучения с учетом требований работодателя. Ему свойственны прагматичность, междисциплинарность, развитие креативности и самостоятельности у обучаемых, технологичность с использованием методов активного обучения, модульность.

Целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельностипонимается каксамообразование. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах:

1. Какцеленаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов и аудиозаписей, использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня.

Философско-педагогическую идею, согласно которой образованиерассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, представляет собойконцепциянепрерывное образование. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики Российской Федерации.

В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослыхза пределами базового образования — приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.

Непрерывное образование также выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Вот почему для психолого-педагогической практики важнейшей областью его проблематики является процесс самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.

Принципы обучения

Обучение– это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого, направленный на формирование у обучаемых системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей. Само понятие "принцип" в логическом смысле служит началом или базисом для организации деятельности, руководства, рассуждения, научного исследования и тому подобное. Вот почему под принципами обучения обычно понимаются вытекающие из выявленных закономерностей исходные положения, реализация требований которых направлена на обеспечение эффективности учебного процесса.

Общие принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке уже несколько веков. Их основоположником считается великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), который в 1657 году первым изложил обоснованные требования к организации и содержанию обучения в одном из своих главных трудов «Великая дидактика». Вслед за ним принципы обучения выявляли и обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики. Их развитие активно продолжается и в современной педагогической науке. В настоящее время часть теоретиков педагогики условно разделяет их на «классические», отражающие результаты многовекового развития дидактики, и «современные», проявившиеся в образовательном процессе последних десятилетий.

К числу классическихв современной отечественной педагогике наиболее часто относят принципы научности обучения, сознательности и активности обучаемых, систематичности, последовательности и преемственности обучении, наглядности, доступности учебной информации, прочности сформированных знаний, навыков и умений, связи теории с практикой.

В XVII веке Ян Амос Коменский сформировал принцип природосообразности. У него это понималось как соответствие внешней природе, исходя из аналогии животного и растительного мира, а также особое внимание необходимо уделять и к внутреннему миру (психике) личности. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. Первая попытка создать педагогическую науку полностью основанную на принципах природособразности. Он написал книгу «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», где указывает, что мы должны понимать физиологию, биологию, психику, … природу человека. Важно учитывать такие факторы, как индивидуальные особенности, среду в процессе воспитания и обучения.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

В основу системы принципов положены работы Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского М.Н. Скаткина и др.

1. Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания.

2. Принцип целостности и единства дидактического процесса.

3. Принцип единства обучающей, развивающей и воспитательной функций обучения.

4. Принцип научности содержания и методов обучения.

5. Принцип систематичности и последовательности в овладении обучающимися достижениями культуры, науки, опытом деятельности.

6. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при направляющей роли педагога.

7. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, как выражение комплексного подхода.

8. Принцип доступности.

9. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучающихся.

10. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой

11. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебно-воспитательной работы.

В современной дидактике рассмотренные и другие классические принципы сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми фундаментальными идеями, которые в последующем могут обрести статус самостоятельных дидактических принципов. К числу таких в последние десятилетия принадлежит ряд современных принципов обучения, в число которых относят создание оптимальных условий для обучения, опережающего обучения, опоры (использования опорных сигналов), обучения на высоком уровне трудностей и целый ряд других.

Наши рекомендации