Вопрос: Кто такие партизаны?Кого из партизан вы знаете?
Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.
Д. Давыдов, Герасим Курин, Александр Фигнер (владея французским языком) собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе и в захваченной Москве. Все слои населения: дворяне, горожане, духовенство, крестьяне независимо от положения в обществе встали на защиту страны. В числе ополченцев были представители Самарско – Симбирского ополчения сформированного в конце 1812 года, 10 тысяч воинов участвовали в боевых действиях на Украине.
Вопрос: Партизанское движение называли «малой войной». Как вы думаете, какой смысл вкладывался в эту фразу?
Идея создания партизанских отрядов принадлежала Денису Васильевичу Давыдову, который еще перед Бородинским сражением добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников. Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». На подмосковной земле сражались отряды под командованием Дорохова, Сеславина, Фонвизина, Ефремова и других офицеров. По приказу Кутузова было создано и направлено в тыл врага более 10 армейских партизанских отрядов. Но кроме армейских отрядов в тылу действовали крестьянские партизанские отряды. Обида за терзаемую родину, жажда мести за сожженные деревни, за разграбленную Москву, желание наказать не прошеных завоевателей заставили крестьян взяться за оружие, а то и просто за вилы, топоры, косы и направить их против врага.
Народы Башкортостана тоже внесли свой вклад в дело победы. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 г., где, по их словам, «доказывали преданность и усердие Отечеству». Когда началась Отечественная война 1812 г., не только воины, но и весь башкирский народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом, что выразилось, прежде всего, в формировании новых полков, в желании участвовать в освобождении Родины. На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Сохранились сведения об участии в Отечественной войне и заграничных походах русской армии жен башкирских воинов, например, башкирки Янтури, награжденной за проявленный героизм боевой медалью.
Проявляя чувство патриотизма, ответственности, население края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 г. башкиры, тептяры и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч рублей. Добровольные взносы продолжались и в сентябре. Башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых лошадей.
Башкирские воины принимали участие в сражениях при Тарутино, Малоярославце, в известном Бородинском сражении, прикрывали дорогу на Петербург, Украину от неприятеля. Часть документов о башкирских воинах попала даже в сборник документов главнокомандующего М. И. Кутузова.
Французы отмечали удивительную меткость и смелость «северных амуров». Так, в своих мемуарах французский генерал Марбо писал, что «амуры» двигались без всякого построения и никакая дорога их не затрудняла, они носились вокруг «французских войск точно рои ос», прокрадываясь повсюду. «Настигнуть их было очень трудно, атаки… постоянно повторялись… с громкими криками они пускали тучи своих стрел…».
Ответ на проблемное задание, поставленное в начале урока:
Учитель:
- “Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).
- Кто сыграл главную роль в победе над врагом? Кто же уничтожил эту многочисленную армию врага?
- Какая была война, подберите слова – характеристики.Почему война названа Отечественной, как бы вы по-другому назвали войну
(народная, отечественная, справедливая, освободительная)
С тех пор прошло почти 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.
В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва».
В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.
Закрепление.
Учитель формирует из класса 3 группы учеников, раздает каждой группе текст одной из 3 басен И.А. Крылова и ставит перед всеми группами задание:
- Прочтите басню и определите, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует великий баснописец? Докажите свои доводы выдержками из предложенного вам текста.
“Кот и повар” (о назначении М.И. Кутузова командующим)
“Ворона и курица” (голодные французы в Москве)
“Волк на псарне” (пребывание Наполеона в Москве)
Закрепление: Восстановите хронологическую последовательность событий:
1 а) Переход Наполеона через Неман
5 б) Бородинское сражение
3 в) Назначение Кутузова главнокомандующим
4 г) Шевардинское сражение
6 д) совет в Филях
2 е) Смоленское сражение
7 ж) Пожар Москвы
Домашнее задание.Письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны»
Г.А. Шарипова,
учитель истории и обществознания
(Бижбулякский район, с. Бижбуляк)
Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
Отечественная война 1812 г. является сложной проблемой. Она в соответствии со стандартами нового поколения изучается в 8 классе. Следует отметить, что тема изучается прямо в начале учебного года и имеет важное значение для понимания истории всего XIX века. Данная тема является весьма актуальной. На наш взгляд ее актуальность определяется не только в связи с празднованием 200-летия Отечественной войны 1812 г., но и постоянным, устойчивым и сохраняющимся интересом общества к данной проблеме. Ее актуальность определяется еще и тем, что во время событий Отечественной войны 1812 г.в период спасения Отечества от французских войск, люди проявили, массовый героизм это имеет огромное значение для населения, особенно для воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.
В 8 классе учащиеся уже способны понять те сложные исторические процессы, которые происходили начале XIX в.В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что новые стандарты требуют более конкретного рассмотрения узловых, сложных и наиболее значимых проблем более конкретного и ретроспективного их изучения. Поэтому есть смысл провести сравнительный анализ некоторых учебников, рекомендованных для учащихся 8 класса. Мы берем за основу 2 учебника. В частности учебник Зырянова П.Н. История России, XX в.:Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 256 с.: ил., карт. и учебник Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России.XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.- 288 с.:ил. Учителя имеют разные суждения по содержанию этих учебников. А наше понимание заключается в следующем.
Учебник Зырянова П.Н. предназначен для использования в 8 классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XIX века. В учебнике дан значительный материал об императорах России, видных государственных и общественных деятелях. Большое внимание уделено проблемам быта, нравов, религий, церкви, общественной мысли. Учебник раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся; обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его; облегчает усвоение и закрепление знаний; способствует реализации воспитательных целей обучения истории. Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. Что касается нетекстовых компонентов учебника, то иллюстрации даны в черно-белом цвете, вопросы и задания , документы не сопровождаются заданиями к ним. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности. В данном учебнике чувствуется их недостаток. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» приводится лишь одна схема-карта,-«Бородинская битва». Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. По выше указанной теме хочется отметить, что в содержании вопросов и заданий не наблюдается отражение событий Отечественной войны 1812г. в произведениях искусства и литературы. Ведь они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Также не наблюдаются вопросы разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
Автор следующего учебника А.Н.Сахаров - один из крупнейших специалистов по истории России XIX века и прекрасный популяризатор, написавший большое количество книг. Объективно оценивая ход исторических событий, он старается привить школьникам государственно-патриотическое понимание истории. История России открывается через судьбы людей - монархов, государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, мастеров культуры, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей. Учебник написан ярким, простым языком и отличается профессиональным отбором исторических материалов и фактов. Методический аппарат учебника содержит разноуровневые вопросы к основному тексту, вопросы к документам, характеризующим эпоху. В учебнике есть цветные карты и вклейки с репродукциями, отражающими наиболее характерные произведения искусства XIX века.
Полезная информация добывается учащимися разными способами и из разных источников. Обратимся сначала к полям учебника. На них расположены иллюстрации, подобранные точно к тексту, а также следующие рубрики: летопись – опорные даты основных событий Отечественной войны 1812 г.; портреты выдающихся личностей войны; например, медаль участников боевых действий в войне 1812 г. и знак отличия для нижних чинов «За личную храбрость». Иллюстрации имеются и внутри текста( «Бородинское сражение», «Военный совет в Филях», «Пожар Москвы в 1812г.»). Особняком стоят 2 карты: «Нашествие наполеоновской армии на Россию» и «Изгнание наполеоновской армии из России».
В учебнике имеются творческие задания; вопросы для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний; задания к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего.
Вся эта точечная информация дает возможность полнее усвоить материал, а вместе с текстом составить ясное представление об истории России XIX в.
Таким образом, учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова История России для учащихся 8 класса является более приемлемым,т.к. он
- соответствует современным требованиям системы образования в целом;
- отражает ценности современного российского общества;
- имеется научный подход к изложению фактов;
-исторические факты представлены с разных точек зрения;
- содержание книги соответствует программным требованиям;
- соответствует язык и стиль изложения возрастному уровню учащихся;
-высокое качество источниковедческой базы учебного материала;
- методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями.
Однако, учителя ждут новых учебников так называемого «учебников нового поколения». В них должны быть заложены вопросы, связанные с характером войны, её местом и ролью в истории XIX века и историческим значением победы России для России и Европы в целом.
Р.Ш.Юнусова, учитель истории МАОУ «СОШ №21» (г. Стерлитамак РБ)