Отмеченные ролевые позиции, естественно, накладывают определенный отпечаток на развитие педагогических способностей преподавателя.
Педагогическим способностям уделено немало внимания в психологической и педагогической литературе. Вообще под способностями понимают такие индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым обеспечиваются успешность выполнения какой-либо деятельности и достижение высоких результатов при меньших затратах труда, а также успешное овладение определенной деятельностью.
Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие ее особенностям требования к личности педагога и его профессиональным качествам. Мера соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности определяет его педагогические способности.
Нам представляется, что в ряду огромного числа содержательных характеристик способностей наиболее удачный вариант представлен В. А. Крутецким[71, с. 238–246].
1. Дидактические способности проявляются:
• в возможности доступно, ясно, понятно преподнести учебный материал, в умении соответствующим образом трансформировать, самому перерабатывать учебный материал;
• в наличии установки на учет психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки и возможностей в самостоятельном выполнении задания;
• в умении организовать занятие, подготовить обучающихся к восприятию учебного материала, мобилизовать внимание и создать благоприятный эмоциональный настрой;
• в умении перестраиваться по ходу занятия в зависимости от складывающихся обстоятельств и, главное, особенностей усвоения обучающимися учебного материала.
Академические способности связаны с наличием способности к ориентации в содержании той научной области знания, к которой относится преподаваемый предмет, с компетентностью в этой области, с широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.
Перцептивные способности представляют собой возможности педагога проникать во внутренний мир обучающихся, психологическая наблюдательность как воспитателя, позволяющая понимать личность студентов и малейшие изменения их состояния по незначительным внешним проявлениям в поведении и реагирования.
Речевые способности проявляются в умении выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога должна быть обращена к тем, кто его слушает в аудитории, способствовать активизированию их мысли и внимания, быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной и т. д.
5. Организаторские способности представляют собой возможность и умения педагога организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою работу: планировать ее, корректировать, контролировать, поддерживать дисциплину в ходе занятий, а также вырабатывать в себе «чувства времени».
Авторитарные способности представляют собой возможности педагога оказать непосредственное эмоционально-волевое влияние на обучающихся, завоевать авторитет, суметь передать студентам свою убежденность в чем-либо.
Коммуникативные способности проявляются в умении педагога организовать общение с обучающимися, умении найти правильный подход и установить целесообразные отношения, соблюдая при этом педагогический такт. И.В. Страхов считал это особой педагогической способностью.
Педагогическое воображение выражается в способности предвидеть последствия своих действий, в проектировании и прогнозировании развития личности будущего специалиста, в педагогическом оптимизме, в его вере в человека, в формировании личности.
Успешное выполнение педагогической деятельности, как и любого вида человеческой деятельности, может быть обеспечено не какой-то отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием, интегративностью профессиональных знаний, научной подготовкой и методическим мастерством.
Творческий процесс, как и любая деятельность, требует определенных умений и навыков. В общем-то способности и формируются, и проявляются в процессе деятельности, для продуктивного выполнения которой необходимы соответствующие умения. В связи с этим процесс развития способностей всегда связан с приобретением умений и навыков. Педагогическую деятельность чаще всего рассматривают как решение бесчисленного ряда педагогических задач (Г.А. Балл, И.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.). Следовательно, педагогические умения можно рассматривать как умения решать разнообразные педагогические задачи. Но сами по себе умения и навыки основываются на компетентности и современном достижении научного знания своего предмета. Ведь в вузах не случайно преподавательские должности рассматриваются как научно-педагогические; педагогические умения и способности значительно повышают эффективность преподавательской деятельности.