Процедура подготовки управленческого решения

Располагая результатами диагностики и мониторинга, администратор может вести сравнение качества обучения в каждом классе, по каждому предмету со средними значениями по школе. В дальнейшем, надо полагать, появятся нормативные значения, полученные на основе экспертных оценок и результатов массовых обследований по территории всей России. Тогда можно будет сравнивать результаты деятельности школы с нормативными показателями.

Сравнительный анализ результатов диагностики позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватное решение по устранению недостатков в обучении и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.

В качестве таких факторов могут выступать: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.

Определив, какой из факторов в данном случае влияет на качество образования, администратор может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию; использовать в дальнейшем этот учебник или заменить его.

Одним из аспектов технологического воплощения идеологии управления качеством образования является разработка Программы управления качеством образования (Приложение 1).

Программа управления качеством образования включает в себя деятельность по нескольким взаимосвязанным направлениям. Эти направления вытекают из анализа работы школы:

1. Социологическое исследование в районе.

2. Организация взаимодействия учебного заведения с потенциальными потребителями услуг.

3. Планирование содержания обучения, методического и материального обеспечения образовательного процесса.

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

5.Организация модульного многоуровневого обучения и мотивация учащихся на качественное образование.

6. Контроль качества образования.

Каждое из этих направлений состоит из необходимого и достаточного набора действий, а качественное выполнение всех этих наборов действий обеспечит, соответствующий уровень качества образования учащихся.

Таким образом, в программу управления качеством образования включены следующие действия:


  • Проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса по схеме: условия - образовательный процесс - результаты.

  • Определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной области.

  • Изучение в районе влияния учебного заведения, спрос на потребности инфраструктуры в том или ином содержании обучения учащихся, разработку в соответствии с запросами учебного плана школы, образовательных программ

  • Постоянное изучение запросов на образование учащихся, родителей, педагогов. Анализ удовлетворённости качеством образования учащихся, родителей, учреждений других типов

  • Разработку системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, создание системы научно-методического обеспечения.

  • Совершенствование системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений.

  • Создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями.

  • Установление связей с руководителями организаций, учебных заведений, которые и будут в дальнейшем работать с нашими учащимися.

  • Создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями.

  • Согласование программ с потребителями, через деятельность управляющего совета, которое заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний.


Управление качеством образования выступает системообразующим компонентом в системе деятельности общеобразовательных учреждений, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию.

Таким образом, гарантом высокого качества подготовки выпускников школы и ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг является наличие в учебном заведении системы управления качеством образования. В условиях рынка образовательных услуг, сокращения рождаемости, возрастающих требований к интеллектуальной и нравственной подготовке школьников, получения финансовой самостоятельности образовательных учреждений проблема качества образования является важнейшей в реформируемой школе.

Глоссарий

1. Аудит качества образования - процесс экспертизы образовательного учреждения, его подразделения, процессов или отдельных образовательных программ на основе представленных документов и установление соответствия объекта исследования определенным критериям аудита, целям и задачам (объекты исследования: подразделения образовательного учреждения, процессы, образовательные программы, учебные планы, персонал, и т. д.).

2. Всеобщее управление качеством(Total Quality Management — TQM) — международный интегрированный метод менеджмента, целиком ориентирующий деятельность организации на полную удовлетворенность потребителей (внешних и внутренних), сотрудников и общества в целом, охватывающий все процессы организации, вовлекающий в деятельность по непрерывному улучшению качества всех ее сотрудников и направленный на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации.

3. Высшее руководство ОУ— лицо или группа работников ОУ, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

4. ИСО 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий,утвержденных в России в качестве государственных стандартов (ГОСТ) или используются в качестве основы для разработки новых стандартов.

5. Качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (ИСО 9000:2000).

6. Качество образования (КО) — 1) сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); 2) интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

7. Качество образовательной услуги – 1) соответствие требованиям и стандартам; 2) оценка потребителем качества услуги не только с точки зрения результата, но и с точки зрения процесса обучения.

8. Конкурентоспособность ОУ— способность ОУ обеспечить высокое качество подготовки обучающихся, отвечающее требованиям личности и запросам организаций работодателей, в сравнении с другими аналогичными образовательными учреждениями.

9. Критерии качества образования – нормы соответствия уровней подготовки обучающихся, условий, деятельности образовательного учреждения и управления процессами в соответствии с установленными требованиями качества образования.

10. Критерий - (от греч. kriterion- средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий – это мерило суждения, оценки.

11. Обеспечение качества –часть скоординированной деятельности (участников образовательного процесса), по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к Качеству образования будут выполнены.

12. Образовательная услуга - 1)учебно-педагогическая деятельность; 2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, улучшающего конкурентоспособность потребителя на рынке труда; 3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.( Это я нашла в википедии, мне кажется, это ближе к нашей концепции).

13. Оценка качества образования – 1) все виды деятельности, направленные на создание уверенности, что требования к качеству образования будут выполнены; 2) все виды диагностической и аналитической деятельности, направленные на подтверждение того, что требования к качеству образования выполнены (или не выполнены).

14. Пилотная площадка (в рамках реализуемого проекта) - общеобразовательное учреждение, которое формирует системы управления качеством образования в своем учреждении на основе Типовой региональной модели системы управления качеством образования, разработанной Минобрнауки Новосибирской области.

15. Показатель - это количественное средство передачи информации о какой-либо сущности или явлении, обобщающая характеристика, по которой можно судить о качестве, состоянии или развитии объектов или процессов.

16. Потребитель – организация или физическое лицо, получающие продукцию или услуги организации-поставщика. В рамках реализуемого проекта под потребителями подразумеваются обучающиеся данного ОУ, их родители (законные представители), а также работадатели выпускников ОУ, учреждения профессионального образования и т.п.

17. Потребитель образовательных услуг – организация или физическое лицо, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично.

18. Процессный подход в управлении – это серия взаимосвязанных непрерывных управленческих действий; это подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети процессов, связанных с целями и миссией этой компании.

19. Регламент – 1) совокупность правил, определяющих порядок деятельности (государственного) органа, учреждения, организации (структурного подразделения); 2)нормативно-правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо (государственного) органа и его подразделения.

20. Результативность процесса – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (ГОСТ РИСО 9000-2001).

21. Самообследование (самоанализ) – процедура внутреннего оценивания, анализа и обобщения результатов образовательной деятельности с целью совершенствования и развития.

22. Самооценка – 1) результат процесса самообследования, рассматривается и как процедура оценки показателей, заданных извне субъектом управления; 2) оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

23. Стажировочная площадка ( в рамках реализуемого проекта) - общеобразовательное учреждение, которое на основе Типовой региональной модели совершенствует собственную систему управления качеством образования и осуществляет тьютерское сопровождение процесса формирования системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях, являющихся пилотными площадками проекта.

24. Улучшение качества –часть скоординированной деятельности (участников образовательного процесса) по руководству и управлению организацией, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

25. Управление качеством образования (УКО) — это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла организации, а также взаимодействием с внешней средой.

26. Школьна система оценки качества образования (ШСОКО) - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами управления школой, которым делегированы полномочия по оценке качества образования, а также – совокупность организационных структур, нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов, материально-технических и информационных ресурсов, обеспечивающих оценку.

27. Экспертиза – 1) сервис по отношению к процессу принятия решений в различных областях общественной практики (например, по отношению качества образования в ОУ); 2) исследование какого-либо вопроса специалистами (например, в области качества образования), завершающееся выдачей соответствующего заключения; 3) всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

28. Эффективность процесса - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами (ИСО 9000:2001).

Свою работу по формированию модели управления качеством образования в школе мы начали с вычленения и осмысления ключевых понятий качества. Главными их них явились такие объекты качества как образовательная среда и образовательные результаты. Под образовательной средой понимается совокупность условий и ресурсов, обеспечивающих определенный эффект качества образования. Образовательная среда отражает уровень возможностей, потенциально обеспечивающих достижение образовательного результата. Составляющими образовательной среды являются: - образовательный процесс, включающий целевой, содержательный и операциональный компоненты; - профессиональная деятельность педагогов, обладающих определенным уровнем квалификации; - взаимодействие образовательного учреждения с внешней средой. Основным образовательным результатом следует считать уровень образованности обучающегося (выпускника). Под образованностью понимается: - индивидуально-личностный результат образования, обеспечивающий индивиду эмоциональную, интеллектуальную и социальную зрелость - готовность самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности. Образованность можно понимать как синтез обученности и комплекса ключевых компетенций, отражающих уровень индивидуально-личностного развития. При этом совокупность ключевых компетенций, включает в себя: - социальную компетенцию, - поликультурную компетенцию, - языковую компетенцию, - информационную компетенцию. Рассмотрим схему образовательного процесса: управление качеством образования опирается на имеющиеся ресурсы, которые определяют основную деятельность процесса, ключевым фактором которого является контроль, обеспечивающий показатели образовательного процесса и образовательного результата и позволяющий проводить корректирующие действия. Результат образовательной деятельности оценивает потребитель. Соответственно, показатели образовательного процесса и образовательного результата, а также удовлетворенность потребителя обеспечивают информацию о ходе процесса и его качестве. Для анализа эффективности управления качеством образования необходимо сопоставление процессов управления качеством на входе и выходе. Входы процессов управления включают: - кадровый потенциал; - материально-техническое обеспечение; - финансовое обеспечение; - информационное обеспечение; - нормативно-правовое обеспечение; - программно-методическое и научное обеспечение; - мотивационное обеспечение; - структуру управления. К выходам процесса управления качеством относятся: - удовлетворенность потребителей образовательными услугами; - выполнение требований образовательных стандартов; - системность процесса управления; - результативность управления с точки зрения функционирования и развития образовательной системы. В соответствии с этим школа сохраняет ориентации на потребителя, на сам процесс обеспечения качества, планирует профилактические действия по недопущению внутренних и внешних дефектов, а также намечает меры по скользящему улучшению качества. В управление качеством образовательного процесса мы включаем четыре взаимосвязанных между собой компонента: 1. Целеполагание в образовательном процессе: · Способность к познанию окружающего мира · Самопознание, развитие собственной индивидуальности · Толерантность сознания · Самоопределение, самореализацию 2. Факторы влияющие на образовательный процесс · Качество образовательных программ · Качество учебных занятий и мероприятий · Качество педагогического и методического сопровождения · Уровень развития культуры учреждения 3. Запланированные результаты · Системность и прочность ЗУН · Общеучебные умения и навыки · Развитые познавательные и творческие способности Положительная «Я - концепция» · Ценностное отношение к окружающим · Социальная зрелость 4. Условия обеспечения получения результатов · Развитие профессиональной компетентности педагогов · Мотивация субъектов образовательного процесса · Обновление образовательного процесса · Изучение и учет индивидуальности воспитанников · Постоянная рефлексия образовательного процесса и его результатов Какие виды деятельностиохватывает внутришкольная система управления качеством образования? С одной стороны это: · Анализ качества образования (предметные, надпредметные результаты, личностное развитие) С другой стороны это: · Рабочие процессы по управлению качеством: Информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования; Реализация политики в области качества: планирование качества учебного процесса; организация работ по улучшению качества; разработка предупреждающих и корректирующих мероприятий; экспертизадиагностика,оценкакачестваобразования Система повышения профессиональной компетенции педагогических кадров Материальная и учебно-методическая поддержка образовательного процесса Проведение различных мониторинговых операцийкачества образования Таким образом, мы рассматриваем цикл управления качеством образования как круг взаимосвязанных действий: 1. Формирование целевой установки – компетентностной модели выпускника 2. Входной контроль (оценка текущего уровня) компетенции каждого ученика 3. Построение индивидуальных (групповых) траекторий обучения 4. Реализация выбранных траекторий обучения для каждого ученика (образовательный процесс) 5. Выходной контроль (оценка достигнутого) уровня компетенции в процессе испытаний (аттестация) 6. Оценка удовлетворенности потребителей 7. Определение и реализация корректирующих действий в отношении компетенции ученика, целей и критериев оценки, программы и организации процесса обучения 8. Формирование целевой установки – компетентностной модели выпускника Важным инструментом контроля качества является оценка. Она затрагивает не только учащихся и их достижения (промежуточная и итоговая аттестация), но также достижения школы и её учителей (лицензирование, аттестация и государственная аккредитация, аттестация педагогических кадров). Система оценки качества образования складывается из внешней и внутренней оценки.Показатели и критерии качества деятельности образовательного учреждения реализуются в оценке качества продукта – компетенций выпускника, оценке качества образовательного процесса и оценки качества условий. Оценки эти складываются из · Профессиональной аттестации · Отзывов, экспертных заключениях, рекомендациях госаккредитации · Результатов итоговой государственной аттестации · Лицензирования, аккредитации и рейтинга ОУ · В условиях открытости особую значимость приобретают самооценка и общественная оценка Целью нашей работы по управлению качеством образования является создание механизма оценки профессионального мастерства педагога на диагностической основе как средства повышения качества школьного образования. При решении данной проблемы в качестве составляющих мы выделяем следующие: · подготовка кадров в ОУ (психолого-педагогическая служба инноваций, творческие группы, курсовая подготовка, О.Э.Р.) · создание условий для постоянной возможности самообразования · разработка форм стимулирования · создание системы обратной связи · передача ответственности · сбалансированность доверия, творческой инициативы и четкости исполнительской дисциплины · возможность карьерного роста (как по вертикали, так и по горизонтали - административные назначения учителя) · критерии и показатели качества образования как основу оценки деятельности и мастерства учителя Основная идея такого подхода – личностное развитие учителя и ученика, создание в коллективе благоприятного микроклимата, который предполагает единство целей, взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку. Мы понимаем, что качество достигается интеграцией действий, комплексностью усилий всего коллектива. Наиболее существенной и интересной для нас является идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса (уровень знаний, умений, навыков, развития и воспитанности учащихся и др.), а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя. На сегодняшний день мы в своей деятельности опираемся на следующую модель. Она, безусловно, находится в стадии разработки, и, как рабочая система, она мобильна и динамична, потому что формируется и обновляется постоянно в процессе образовательной деятельности. Пока мы попытались систематизировать направления и ориентиры своей деятельности по управлению качеством образования. Главным в создании модели мы считаем принцип ведущего звена. Важными характеристиками качества образования являются надежность, ценность и стоимость образовательного продукта. Данные характеристики определяют спрос на рынке образовательных услуг и, таким образом, влияют на конкурентоспособность и рейтинг образовательного учреждения и реализуемых им образовательных программ

© Ссылка на источник: http://sch962sv.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/maslova_nina_evgen_evna/model_upravleniya_kachestvom_obrazovaniya_gbou_sosh_962/

Однако многие руководители ОУ полагают, необходимым реализацию основных целейуправленческой деятельности:

- осуществление системного подхода к управлению качеством образования в школе;

Наши рекомендации