Система педагогических технологий

Основание Виды технологий профессиональной деятельности педагога
1. Цели: образо­вание, развитие, воспитание Технологии по формированию профессиональной эрудиции, развитию профессионального творче­ского мышления, развитию профессиональной направленности и профессионально важных качеств личности
2. Цели в когни­тивной области Технологии по формированию знаний; технологии, формирующие понимание учебной информации Технологии на обучение применению знаний в стандартной и новой ситуациях, при решении задач и в практике Технологии на развитие аналитических операций — анализ состояния учебно-педагогической системы Технологии на развитие операции обобщения, опе­раций содержательного абстрагирования, синтеза и интегративных приемов при изучении влияния пе­дагогических воздействий на результативность учеб­но-педагогического процесса Технологии на обучение оцениванию, сравнению с образцом, эталоном, прослеживание динамики раз­вития учебной деятельности; технологии на обуче­ние приемам классификации и категоризации Технологии на обучение работе с учебной инфор­мацией, по анализу и составлению учебного текста, обучение различным приемам управления учебной работой с текстом Технологии, обучающие актуализации знаний в связи с поставленной задачей
3. Технологии уровня самостоя­тельности уча­щихся в учебной работе Технологии, обусловливающие репродуктивные способы познания учебного материала Технологии, стимулирующие творческие способы учебного познания Технологии на организацию репродуктивно-творческих способов учебного познания с разной сте­пенью продуктивности
4. Технологии, определяющие стратегию и стиль обучения Технологии информационные: дедуктивно-инфор­мационные и индуктивно-информационные, ком­бинированные, а также объяснительно-иллюстра­тивные, построенные в дедуктивной или индуктив­ной логике, проблемные, информационные
4. Технологии, определяющие стратегию и стиль обучения Технологии заданные: стандартные и эвристические задачи на нахождение, определение, переструкту­рирование и др. Технологии проблемного обучения Технологии диалогические: интервью, беседы ин­дивидуальные и коллективные, дискуссии, анке­тирование и др. Задачи прямые и обратные Технологические тренинга на отработку норма­тивных приемов педагогической работы
5. Технологии, формулирующие структуру дея­тельности А. Технологии на поиск проблемы, развитие креативности: — технологии на выделение связей и отношений в учебной информации; — технологии на постановку учебно-познаватель­ной проблемы; — технологии на формирование познавательной мотивации у учащихся как цели и образа результата, мотивации профессиональной деятель­ности и ее личностного смысла Б. Технологии на проектирование учебной и педа­гогической деятельности, планирование, управ­ление учебной деятельностью и моделирование учебного процесса: — технологии на разработку гипотезы решения про­фессиональных задач, типовых и эвристических; — технологии на формирование способов решения профессиональных задач; — технологии на формирование профессиональных умений регулировать решение задач учащимися В. Технологии, обучающие реализации норматив­ных технологий обучения и адаптации их к усло­виям обучения и целям: — технологии на развитие педагогической импро­визации в ходе осуществления обучения; — технологии на организацию коллективных и индивидуально-групповых форм учебной работы; — технологии на дифференциацию обучения; — технологии на интеграцию технологических при­емов обучения; — технологии на создание благоприятного психо­логического микроклимата учебной среды Г. Технологии диагностические: применение тестов, анкет, визуальное оценивание реакции учащихся, беседы, интервью и т.д.
5. Технологии, формулирующие структуру дея­тельности Д. Технологии контроля и аттестации: контроль письменный и устный, контроль фронтальный и индивидуальный, контроль выборочный, контроль текущий и итоговый и другие виды контроля Е. Технологии коррекционные: вспомогательные технологии, усиливающие развивающий эффект; дополнительные задачи и задания, нейтрализую­щие отрицательный побочный результат; тех­нологии, стимулирующие межличностные кон­такты, и др.
6. Технологии, развивающие внимание, память, мышле­ние, воображе­ние, стимули­рующие эмоцио­нальные реакции и чувственное восприятие Технологии на развитие восприятия: памяти (не­произвольной, произвольной, кратко- и долго­временной, оперативной), воображения, представ­ления художественного, математического, техниче­ского в связи со специальностью, пространствен­ного представления, мышления наглядно-дейст­венного, образного, словесно-логического, эмо­ционального, внимания (интеллектуального по предмету деятельности)
7. Субъективная технологическая ориентация Технологии, обучающие фронтальным методам ра­боты с учащимися Технологии с индивидуально-личностной ориентацией Технологии на групповые формы обучения Технологии коммуникативные
\f———————— 8/Технологии по организации ди­дактических игр Технологии дидактической игры познавательно-образовательного плана Технологии игр, имитирующих профессиональную среду и профессиональные решения Технологии на организацию мозгового штурма, генерирование идей Технологии по созданию и управлению дискуссией
9. Технологии по функциям про­фессиональной деятельности пе­дагога Адаптационные технологии к возрастным особен­ностям учащихся Технологии по обучению информационной дея­тельности Технологии на формирование организационных умений Технологии на обучение коммуникативным формам общения с учащимися
9. Технологии по функциям про­фессиональной деятельности пе­дагога Технологии, развивающие рефлексивные действия в ходе профессиональной деятельности Технологии на воспитание гуманистического отно­шения и способов поведения с учащимися Технологии на формирование педагогической эти­ки, культуры общения
10. Технологии по развитию ре­чевой культуры Технологии по развитию лексики Технологии, развивающие логическую структуру речи Технологии, развивающие выразительность речи Технологии на обучение вербальной коммуникации Технологии, обучающие речевой интонации Технологии, обучающие эмоциональности речи
11. Технологии, обучающие педа­гогическим мето­дам и приемам обучения Технологии на обучение информационным методам (лекции, рассказу, объяснению, докладу, сообще­нию, информации, объявлению и другим методам педагогической работы) Технологии по организации и управлению лабора­торными методами учебной работы Технологии по организации учебной и педагоги­ческой практики Технологии по работе с иллюстративным и нагляд­ным дидактическим материалом Технологии применения различных приемов с целью организации решения учебных задач уча­щимися
12. Технологии по формам орга­низации учебной работы Технологии урока на разных ступенях обучения Технологии предметного обучения с различными целями и уровнем образования Технологии лабораторных занятий Технологии практических занятий Технологии семинарских учебных занятий Технологии по организации внеаудиторных учебных занятий Технологии факультативов, предметных и с про­фессиональной ориентацией, а также интегративных учебных курсов
13. Технологии диагностические Технологии контроля текущего, итогового и пости­тогового Технологии контроля фронтального, индивидуаль­ного и выборочного Технологии операционного тестирования Технологии тестирования, включенного в процесс обучения по этапам; технологии вербального и не­вербального тестирования
14. Технологии образовательные Технологии по профориентации Технологии школьные: начальное образование и предметные технологии среднего образования Технологии в спецшколах, гимназиях, лицеях Технологии подготовки педагога для работы в ка­честве социальных работников
15. Технологии по внедрению педагогических технологий Технологии репродуктивного типа Технологии алгоритмические Технологии программирования учебного процесса Технологии продуктивного типа, проблемные Технологии дифференцированные Технологии интегративные, межпредметные Технологии информационные Технологии мультимедиа Технологии телевизионных проектов и др.

Анализ обобщенных педагогических технологий

Название Цель Сущность Механизм
Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческоой самостоятельности обучающихся Последовательное и целе-направленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач
Концентри-рованное обучение Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
Модульное обучение Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения по модульным пакетам
Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Дифференцированное обучение Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуального обучения
Активное (контекст-ное) обучение Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности Методы активного обучения
Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность


Наши рекомендации