Физиологическое значение полей коры головного мозга
Изучение микроскопической структуры корковых отделов анализаторов показало, что в каждом отделе существуют два типа клеточных зон.
Первичные клеточные поля (проекционные)располагаются в центре коркового представительства анализатора. Особенности:
- имеют непосредственную связь с периферическими отделами анализаторов, являются первыми получателями информации (или отправителями в случае двигательного анализатора);
- отличаются высокой избирательностью, т.е. настроены на прием информации от определенных типов рецепторов;
- специальная представленность отдельных рецепторных зон ( в задней центральной извилине каждая часть тела имеет свою область проекции: в верхних отделах – нижняя конечность, в средних – рука, в нижних – лицо).
Вторичные клеточные поля (проекционно-ассоциативные) располагаются в периферических отделах корковых представительств анализаторов. Особенности:
- меньшая специализированность в приеме информации, более сложная переработка информации;
- отсутствие прямой связи с периферией;
- способность устанавливать контакты с другими отделами коры;
- образование внутри себя сложных комплексов, в которых фиксируется прошлый опыт – специализированных блоков памяти.
Третичные корковые полярасполагаются в теменно-затылочно-височной области и участках лобной доли кпереди от передней центральной извилины. Эти отделы коры неуклонно увеличиваются по мере эволюционирования и достигают наибольшего развития у человека. Особенности:
- способность к восприятию многоплановой информации;
- отсутствие узкой специализированности;
- межанализаторный анализ и синтез информации - обеспечивает комплексную память, организацию работы мозга в целом (многоплановый, многомерный анализ окружающей действительности осуществляется в височно-теменно-затылочной области, а планирование действий, разработка сложных программ поведения – в лобной доле);
- формируются центр речи, письма, счета, зрительно-пространственной ориентировки;
- фиксируются навыки, приобретенные в процессе социального обучения.
- наглядно видна функциональная асимметрия мозга.
В коре головного мозга происходят две основные группы процессов:
- внутрианализаторные (первичные и вторичные зоны)
- межанализаторные (третичные зоны).
Если подходить к этим процессам с позиций рефлекторного принципа, то они заключаются в анализе средовых воздействий, организации ответных реакций и обучении.
Гнозис(узнавание) – анализ средовых воздействий на высшем уровне, распознавание, сопоставление получаемой информации с накопленной ранее. Операции гнозиса могут осуществляться как в пределах одного анализатора, так и при взаимодействии анализаторов.
Праксис (действие)– выработка программ действий и осуществление этих программ. Праксис требует участия нескольких анализаторов (по крайней мере двигательного и чувствительного), ибо ни одно действие невозможно без рецепторного контроля.
Обучение сводится прежде всего к формированию памяти. Память необходима и в операциях гнозиса и праксиса. Ведь распознавание – это сравнение с уже известным, т.е. зафиксированным в памяти. А построение программы действий – это прежде всего подбор готовых шаблонов, хранящихся в памяти. Блоки памяти существуют при каждом анализаторе, а также на уровне межанализаторных систем. Особое место занимает смысловая память, являющаяся основой языка и мышления.
Наблюдения за развитием ребенка показывают, что способность различать большие и малые предметы, определять расстояние до них, направление их движения формируются с возрастом, по мере приобретения жизненного опыта. Следовательно, гнозис – функция, формирующаяся в процессе обучения и поэтому наиболее ранимая в детском возрасте.