Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
— Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес.
Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д.
Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор. Перемещение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика».
Занятие 5
Психогимнастика
— Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка.
Мимические упражнения
— Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли.
Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр.
Упражнения для губ
«Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз.
Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке.
«Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки».
«Полынья». Приоткрыть рот. Втянуть губы внутрь рта (губы напряжены). Вернуться в исходное положение и произнести несколько раз звук [п]. Губы расслаблены.
Упражнения для языка
«Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев.
«Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.
Касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности резцов.
«Кит-нарвал пробивает лед своим длинным рогом». Прижать язык к верхним деснам, произносить звуки тттт, дддд, тд, тд, тд, тд.
«Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообразным движением пальцев рук.
Развитие фонематического восприятия
— Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар?
Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал.
Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ров — лов, жарко — жалко, рожки — ложки, рама — лама.
Занятие 6
Релаксация
«Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление).
Упражнения на дыхание
Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков.
Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для губ и щек
«Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек.
Упражнения для языка
«Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов.
«Смастерим качели».
— Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т.
Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
«Качели».
— Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!»
«Поставим чашечку на полку».
— Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку».
Чередование «чашечки» и распластанного языка.