Практическое занятие № 5. Комплексы упражнений на развитие органов артикуляционного аппарата

Раздел 1. Формирование навыков правильного звукопроизношения

Развитие движений органов артикуляционного аппарата

Практическое занятие № 4. Роль подвижности губ, нижней челюсти, мягкого неба в образовании звуков.

Практическое занятие № 5. Комплексы упражнений на развитие органов артикуляционного аппарата

Цель: применение полученных знаний в составлении схем работы артикуляционного аппарата при произношении звуков русского языка.

Задачи: учить применять знания об особенностях развития речи в онтогенезе при составлении характеристики звуков русского языка и описании работы органов артикуляции, при подборе наглядного материала; совершенствовать навыки анализа, обобщения, совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: урок практического применения знаний и умений.

Оборудование: карты-схемы правильной артикуляции звуков русского языка

Ход урока.

1. Организационный этап. Сообщение плана урока.

2. Актуализация знаний. Письменный опрос по разделу 1.1.

1. Речевой анамнез включает…

2. Картинки подбираются для проверки групп звуков (какие группы входят в характеристики)

3. Назовите возможные ошибки артикуляционной моторики

4. Выделите направления психолого-педагогического обследования

5. Охарактеризуйте психологическое обследование

3. Этап применения полученных знаний на практике.

Сообщение темы, определение совместно с учащимися цели урока.

В образовании звуков речи важная роль принадлежит артикуляционному аппарату. Одни органы произношения являются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы, задняя часть глотки, полость носа.), их называют пассивными органами. Другие органы подвижны и называются активными органами произношения, к ним относятся: голосовые складки, губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Деятельность активных подвижных органов произношения обеспечивает образование звуков речи (фонем) и называется артикуляцией, Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции. При движениях нижней челюсти происходит открывание и закрывание рта. Разнообразные движения губ, языка изменяют форму полости рта, образуют в разных местах полости смычки, щели, которые возникают при приближении или прикосновении языка к зубам, челюстям, нёбу, при сжатии губ, прижимании к зубам. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стен- ке глотки, закрывает вход в нос, отделяя полость рта от полости носа, опус- каясь – открывает его.

Полость рта Полость рта является начальной частью пищеварительного тракта. Она ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу диафрагмой рта (челюстно-подъязычной мышцей), по бокам – щеками. Полость рта разделяется на преддверие и собственно полость рта, в которой располагается язык. Преддверие – щелевидное пространство, ограниченное спереди и с боков губами и щеками, сзади – дёснами и зубами. Губы – мышечный валик, образованный круговой мышцей рта. Губы снаружи покрыты кожей, изнутри слизистой оболочкой, которая переходит с губ на альвеолярные отростки верхней и нижней челюсти, плотно срастается с ними, образуя дёсны. При сокращении круговая мышца рта смыкает губы, прижимает их друг к другу. При расслаблении этой мышцы губы и углы рта могут изменять свое положение за счет других мышц, которые вплетаются в нее своими волокнами . К верхней губе относятся мышцы: − мышца, поднимающая верхнюю губу; − малая и большая скуловые мышцы (поднимают угол рта, углубляют носогубную складку); − санториниева мышца смеха (оттягивает угол рта кнаружи, образует ямочку на щеке); − мышца, поднимающая угол рта. Угол рта и нижнюю губу тянут вниз и кнаружи мышцы: − мышца, опускающая нижнюю губу; − мышца, опускающая угол рта (мышца траура). Щеки, как и губы, являются мышечным образованием. Снаружи они по- крыты кожей, изнутри – слизистой оболочкой, за исключением зубов. Наружную стенку полости рта образует щечная мышца (мышца трубачей), ее волокна подходят к углу рта и вплетаются в мышцы верхней и нижней губы, при сокращении она тянет угол рта кнаружи, прижимая губы и щеки к зубам. К мышцам, изменяющим форму ротового отверстия, относится также группа жевательных мышц: собственно жевательная, височная, внутренняя и наружная крыловидные. Височная и жевательная мышцы при сокращении поднимают нижнюю челюсть. Внутренняя крыловидная мышцы при двустороннем сокращении поднимает нижнюю челюсть, наружная – выдвигает ее вперед. При одностороннем сокращении этих мышц нижняя челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит в основном в силу ее собственной тяжести. Полость рта является одним из важнейших резонаторов. Если понаблюдать за нею во время речи или пения с помощью рентгена, то можно видеть, как изменяются ее объем и форма, соответственно меняется акустическая настройка, что обеспечивает внятное произношение звуков речи. Полость рта отделена мягким небом от носоглотки. Конфигурация ротовой полости зависит от положения языка и челюстей, Язык, приподнимаясь при произнесении гласных, может разделять ее на две части, что обеспечивает образование определенных гласных звуков. Иннервация мимических мышц осуществляется двигательными волокнами лицевого нерва (VII пара), жевательных мышц – двигательными волок- нами нижнечелюстного нерва (3-я ветвь тройничного нерва, V пара).

Зубы Зубы играют большую роль в формировании звуков речи. У взрослого человека общее количество зубов – 32. Зубы человека различны по форме, раз- меру и функциям. В каждой челюсти различают резцы (4), клыки (2), малые коренные (4, премоляры) и большие коренные зубы (6, моляры). В зубе различают коронку и корень (или корни). Корни зубов фиксированы в зубных альвеолах (зубных лунках). Узкая область между коронкой и корнем называется шейкой зуба. Основу зуба составляет дентин (костная ткань), в области коронки он по- крыт эмалью, а в области корня зубным цементом. В центре зуба имеется зубная полость, заполненная пульпой. Через канал в корне зуба в пульпу входят кровеносные сосуды и нервы. Взаиморасположение зубов верхнего и нижнего рядов при сомкнутых челюстях называют прикусом. При нормальном строении челюстей и зубной системы верхняя зубная дуга несколько больше нижней, поэтому при нормальном прикусе при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причем все зубы верхнего ряда соприкасаются со всеми зубами нижнего ряда.

Возрастные особенности. У ребенка сначала появляются временные молочные зубы. В возрасте 6–7 месяцев прорезываются нижние резцы, чуть позднее – верхние резцы, затем появляются клыки и малые коренные зубы. К концу третьего года жизни у ребенка имеется 20 молочных зубов (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба). В 5–7 лет молочные зубы выпадают, на смену им постепенно прорезываются постоянные зубы, заканчивается этот процесс к 12–14 годам. Исключение составляет третьи большие коренные зубы (зубы мудрости), которые прорезываются у большинства людей после 18 лет. Малые коренные и третьи большие коренные зубы не имеют молочных предшественников.

Небо Небо – стенка, отделяющая полость рта от полости носа. Оно состоит из двух частей: твердого и мягкого неба. Твердое небо (передние две трети) спереди образовано небными от- ростками верхней челюсти, сзади – горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По форме твердое небо представляет собой выпуклый свод, но у разных людей форма неба может иметь различия. В поперечном сечении он может быть высоким и узким, или более плоским и широким, в продольном направлении свод может быть куполообразным, пологим, или крутым. Крутизна неба во многом определяет различный характер тембра голоса. Более высокий свод неба увеличивает резонаторную полость рта, что улучшает звукообразование. Мягкое небо (задняя треть) – является продолжением твердого неба, образовано мышцами. Задний отдел мягкого неба называется небной занавеской, которая свободно свисает вниз и кзади, имеет посередине удлиненный выступ – язычок. Основу мягкого неба составляют мышцы, поднимающие и напрягающие его. При сокращении небных мышц небная занавеска поднимается кверху и кзади, примыкает к задней стенке глотки, отделяя полость носа и носоглотку от полости рта, при расслаблении она свободно свисает вниз. Изнутри мягкое небо покрыто слизистой оболочкой, которая по бокам образует складки, в которых заложены мышцы, они называются дужками. Дужки образуют боковые стенки зева. С каждой стороны имеется по две дужки: передние (небно-язычные) и задние (небно-глоточные). Между дужками с обеих сторон образуются углубления, в которых располагаются небные миндалины (рис. 43). Каждая миндалина имеет овальную форму и представляет собой скопление лимфоидной ткани. Мышцы мягкого неба иннервируются волокнами блуждающего нерва, за исключением мышцы, напрягающей мягкое небо, она получает двойную ин- нервацию: от блуждающего нерва и нижнечелюстного нерва (третья ветвь тройничного нерва).

Язык Язык (лат – lingua, греч – glossa) – мышечный орган, участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков. Кроме того он участвует в процессах жевания и глотания, является органом вкуса. Язык имеет удлиненную овальную форму, при сомкнутых челюстях заполняет почти всю полость рта. В языке различают: верхушку (передний отдел), корень (задняя часть), который зафиксирован неподвижно к подъязычной кости и надгортаннику, и тело языка, находящееся между верхушкой и корнем. Верхняя поверхность языка называется спинкой, она значительно длиннее нижней поверхности. По верхней поверхности тела языка проходит продольная срединная борозда, от которой в толщу языка идет соединительнотканная пластинка – перегородка языка, сращенная с внутренней поверхностью слизистой оболочки. К ней прикрепляются поперечные мышцы языка. Функционально спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю, хотя анатомических границ между ними нет (это деление учитывается в классификации гласных и согласных звуков). Снаружи язык покрыт слизистой оболочкой, которая сращена с его мышцами. Слизистая оболочка языка на спинке и краях имеет многочисленные выросты – сосочки различной формы (листовидные, грибовидные, желобоватые, нитевидные). Они расположены на поверхности языка неравномерно, снабжены нервными окончаниями. Нитевидные сосочки покрывают равно- мерно почти все тело языка и придают поверхности характерную шероховатость, бархатистость. Грибовидные сосочки (по форме напоминают гриб) в большом количестве располагаются между нитевидными, но больше всего их на кончике и по краям языка. Листовидные сосочки (в виде поперечно- вертикальных складок слизистой оболочки языка) имеются только на боковых поверхностях, ближе к корню языка. Самые крупные желобоватые сосочки (по форме напоминают грибовидные сосочки, но верхняя поверхность их уплощена, а вокруг сосочка имеется узкий глубокий желобок, окруженный валиком слизистой оболочки) находятся на границе между телом и корнем языка в виде римской цифры V (рис. 45). Все сосочки, за исключением нитевидных, содержат вкусовые почки (их количество составляет около 2000), в которых находятся вкусовые рецепторные и опорные клетки. Вкусовые рецепторы языка воспринимают горькое, сладкое, соленое и кислое, но чувствительность различных участков языка к этим вкусовым раздражителям неодинакова: кончик языка наиболее чувствителен в слад- кому, его края – к кислому, корень – к горькому, кончик и края – к соленому. Средняя часть спинки обладает низкой чувствительностью по от- ношению ко всем вкусовым раздражениям. Кроме вкусовых рецепторов на языке имеются: температурные, передающие в ЦНС информацию о температуре пищи; тактильные, нитевидные, определяющие консистенцию пищевого комка, степень его мягкости или твердости, кроме того, играющие определенную роль в речевой функции, и болевые рецепторы. Задний отдел языка не имеет сосочков, здесь находятся скопления лимфоидной ткани, образующие язычную миндалину (нередко более развитую у детей). Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует по срединной линии складку – уздечку языка. У некоторых детей она может быть короткой или менее эластичной, что ограничивает движения языка и влияет на качество речи. Массу языка образуют парные поперечнополосатые мышцы: наружные (скелетные) и внутренние (собственные). Наружные мышцы начинаются от костей скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка, обеспечивая при сокращении его движения как единого целого. Имеется три пары наружных мышц: подбородочно-язычные, подъязычно-язычные, шилоязычные. Подбородочно-язычные мышцы берут начало от подбородочной ости на внутренней поверхности нижней челюсти, идут вверх и назад, веерообразно вплетаются в корень языка. При сокращении они выдвигают язык вперед (высовывание изо рта). Подъязычно-язычные мышцы широкой пластинкой начинаются от подъязычной кости, идут вверх и вперед, с обеих сторон проникают в толщу языка, переплетаясь с волокнами других мышц, и прикрепляются к слизистой оболочке спинки языка. При сокращении они тянут язык назад и вниз (осаживают язык). Шилоязычные мышцы начинаются от шиловидных отростков височной кости в виде тонких пучков, идут вперед, входят в край языка и направляются к средней линии навстречу друг другу. Они являются антагонистами подбородочно-язычных мышц, при сокращении тянут язык назад и вверх (втягивают язык в полость рта). Внутренние или собственные мышцы языка располагаются в его толще. Их волокна проходят в различных направлениях (продольном, поперечном, вертикальном), переплетаются между собой и с волокнами наружных мышц и прикрепляются обоими своими концами изнутри к различным участкам слизистой оболочки языка. При сокращении они изменяют форму и положение отдельных частей языка. Большая часть внутренних мышц имеет продольное направление. Верхняя продольная мышца начинается от передней поверхности надгортанника и от малых рожков подъязычной кости, идет непосредствен- но под слизистой оболочкой, вдоль всей спинки языка до его верхушки, при этом на всем пути ее волокна переплетаются между собой. Функция мышцы: при сокращении сгибает язык, укорачивая его и поднимая кверху кончик.. Нижняя продольная мышца, длинная узкая мышца, начинается от слизистой оболочки корня языка и идет прямо вперед к верхушке языка, где заканчивается на нижней его поверхности. Функция мышцы: при сокращении язык сгорбливается, его кончик загибается книзу. Поперечная мышца языка состоит из нескольких отдельных поперечно идущих мышечных пучков, которые начинаются от перегородки языка на всем ее протяжении, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки краев и спинки языка. Функция мышцы: при сокращении уменьшает поперечный размер языка, де- лая его выпуклым (происходит сужение и заострение). Вертикальная мышца языка, ее короткие мышечные пучки располагаются в свободной части языка между его спинкой и нижней поверхностью. Функция мышцы: при сокращении уплощает язык. Такая сложнопереплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают изменение формы, положения и напряжения языка, что играет большую роль в речевой функции, а также в процессах жевания, глотания. Иннервация языка. Чувствительные волокна к передним 2/3 слизистой оболочки языка проходят в составе нижнечелюстного нерва (третья ветвь тройничного нерва, V пара), к задней 1/3 оболочки языка – в составе языко- глоточного нерва (IX пара). Двигательные волокна к мышцам языка проходят в составе подъязычного нерва (XII пара).

3.2. Работа с картами артикуляционной гимнастики по развитию подвижности органов речевого аппарата

Рефлексия

Наши рекомендации