Используя эти показатели, можно относительно полно, на наш взгляд, оценить степень предрасположенности региона к формированию культуры досуга населения, в том числе молодежи.
Продуктивность второго подхода Э.В. Соколова к определению понятия «культура досуга» состоит в том, что он позволяет выделить некоторые общие показатели социально-культурного потенциала личности, ее предрасположенности к самореализации творческих потенций, ее отношения к своему свободному времени. К таким показателям мы относим следующие:
- навыки планирования и рационального отношения к своему
свободному времени;
-целеполагание и саморегулирование в сфере культурно -
досуговой деятельности;
- оптимальное сочетание различных видов (уровней) культур-но-досуговой деятельности, дополняющих друг друга;
- оптимальное сочетание «домашних» и общественных форм приобщения личности к культурно-досуговой деятельности;
- уровень удовлетворенности индивида содержанием и направленностью своей досуговой деятельности;
- способность индивида критически и непредвзято подходить к оценке содержания и результативности своей досуговой деятельности;
- способность индивида через участие в досуговой деятельности самосовершенствовать творческие задатки и характерологические свойства.
Эта группа показателей может дать относительно полное представление о навыках регулирования личностью досуговой деятельности, о степени вовлеченности личности в культурно-досуговую деятельность, о некоторой результативности участия в этой деятельности.
Важным методологическим ориентиром рассмотрения культуры досуга личности является учет соотношения социально активного и пассивно-созерцательного отношения личности к духовным ценностям. На это обращает внимание С.Н. Иконникова: «Культура досуга, - пишет она, - всегда требует деятельного, а не пассивного отношения к предоставленным обществом возможностям духовного развития. Нужно учиться «возделывать» себя, осваивать мир культуры, постоянно совершенствовать свое духовное богатство, стремиться к познанию, реализации способностей, к творчеству, участию в общественной деятельности. Путь к культуре требует усилий, сопровождается преодолением инерции, безразличия» [65, С. 146].
Не претендуя на полноту и многоаспектность определения понятия «культура досуга», будем понимать под ним меру реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, меру приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности.
конкретных условий сочетание и взаимодействие материально-технических, организационно-методических и социально-психологических факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на человека. Культурно-досуговая среда может быть благоприятной и неблагоприятной для духовного развития личности, она прямо или косвенно может оказывать определенное воздействие на духовный комфорт личности, на ее психологическое самочувствие. Она, наконец, может способствовать интеллектуальному развитию личности, но при определенных условиях может и тормозить его.
Культурно-досуговая деятельность - сложная структурная организация. В ней можно выделить два структурных среза: первый - раскрывает «механизм» деятельности, второй - характеризует сферы ее проявления.
Специфика механизма культурно-досуговой деятельности обусловлена культурно-досуговыми потребностями субъекта, широта и глубина которых характеризуют его с сущностной стороны, показывают уровень его развития. Потребности присутствуют во всех функциональных элементах культурно-досуговой деятельности: производстве, распределении и потреблении. Особенно четко потребность проявляется в деятельности по производству культурно-досуговых ценностей и их освоению. Нужно, однако, учитывать возможность определенного извращения роли потребностей. При «гипертрофированной» установке индивида на потребление происходит превращение его в потребителя, а роль созидателя, творца отходит на второй план. При этом может наступить , известное пресыщение, а затем и извращение культурно-досуговых потребностей.
Культурно-досуговая деятельность, рассмотренная в плане субъектно-объектных отношений, характеризуется сложной структурной организацией, которая обуславливает определенные трудности в построении классификации ее частных видов. Нам представляется целесообразной классификация, в основу которой положено многообразие способов воздействия на человека различных социальных институтов досуга. Это позволит полнее проследить соотношение общественно-организованных и индивидуальных способов функционирования культурно-досуговой жизни. В общественно-организованной культурно-досуговой деятельности можно выделить две основные формы: 1) деятельность, организуемая учреждениями культуры; 2) деятельность индивидов. регулируемая и направляемая различными общественными организациями по месту работы или жительства. Можно также выделить другой аспект организации культурно-досуговой деятельности: организация производства и потребления, осуществляемая различными субъектами. К индивидуальным способам культурно-досуговой деятельности относятся те ее способы, которые осуществляются индивидом самостоятельно.
В соответствии с принципом локальности целесообразно, на наш взгляд, подразделять культурно -досуговую деятельность по месту ее осуществления и организации: дом, квартира - преимущественно индивидуальные, домашние формы; учреждения культуры и спортивно-оздоровительные - совместные, организованные формы. В этом случае выделяются интролокальная (лат. - внутри' дома, жилища) и экслокальная (лат. - вне жилища) виды культур-но-досуговой деятельности. Так как мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, то вполне естественно, что каждой частной потребности личности будет соответствовать конкретная разновидность культурно-досуговой деятельности. В интроло-кальном виде - это те потребности в ценностях духовной культуры, которые преимущественно удовлетворяются в домашних условиях: любительские увлечения, чтение художественной литературы и периодических изданий, просмотр телепередач и т.п. В эксло-кальном виде культурно-досуговой деятельности личность получает возможность реализации своих потребностей вне дома, преимущественно в общении с другими людьми: посещение музеев, выставок, дискотек, занятия в коллективах самодеятельного народного творчества.
Специфика культурно-досуговой деятельности заключается в ее эмоциональной окраске, доминировании личных интересов, склонностей личности, отсутствии аверсивного контроля. Досуго-вая деятельность самоцельна и самоценна, она не является подготовкой к другой деятельности, а в идеале служит развитию способностей, реализации интересов, духовному развитию личности.
Одним из центральных понятий, используемых в нашем исследовании, является понятие «самореализация». Самореализация является специфической человеческой формой самодвижения. Объектом самореализации являются собственные сущностные силы человека. Спецификой человеческих сущностных сил является способность к безграничному духовному совершенствованию, к реализации творческого потенциала.
Сегодня уже никто не отрицает того факта, что в современном обществе наряду с традиционными формами функционирования культуры сложилась достаточно разветвленная молодежная субкультура, носителями которой являются различные молодежные группы, отличающиеся определенной социально-психологической направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга. Отличительными чертами молодежной субкультуры являются мода, символика, жаргон, манеры общения в кругу сверстников, увлечения современной «рок-музыкой», общение в дискотеках, нравы и вкусы, занятия спортом, участие в неформальных объединениях.
Источники возникновения молодежной субкультуры самые различные, А.С. Запесоцкий выделяет четыре основных источника, которые, на наш взгляд, отражают сущностные первопричин возникновения молодежной субкультуры:
1. «Игровая» природа человека, пик проявления которой выпадает на детский, подростковый и молодежный возраст. Игра является одним из центральных элементов субкультурного (и контр-культурного) сознания и стиля поведения молодежи, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, средством освобождения от действительности, от власти социальных условностей. Разрушая и ниспровергая привычные и узаконенные стереотипы образа жизни, мысли, игровое поведение в то же время восполняет и компенсирует реальность, создавая новую культурную реальность - новые смыслы, ценности, мифы, роли, отношения.
2. Кризис социализации, обусловленный рассогласованием путей и сроков достижения физиологической духовно-интеллектуальной, нравственно-политической зрелости личности и создающий объективные предпосылки для субкультурной активности вступающих во «взрослую жизнь» поколений. Кризис социализации обостряет проблему «отцов и детей». Немалую роль в этом играет степень социальной pi культурной идентичности и самобытности молодежи, определяемая общим для молодежной группы и отличным от общества в целом характером восприятия и усвоения норм и ценностей культуры.
3. Разрушение механизмов культурной преемственности. Субкультурные явления рождаются в результате своеобразного «сбоя» в работе механизмов трансляции социокультурного опыта, что негативно сказывается на содержании и формах индивидуального освоения культуры, приводит к утрате культурной целостности, дисбалансу процессов изменения и сохранения культуры и в итоге находит выражение в форме конфликта «отцов и детей».
4. Дезинтегрированность культуры как результат усиления
центробежных сил, размывания ее консолидирующих ценностных
оснований. Данный фактор в сегодняшней российской ситуации
является одним из ведущих - вместе с кризисом доминировавших
ранее идеологических институтов ослаб механизм ценностно-
ориентационной преемственности, который прежде обеспечивал
национально-культурную целостность советского общества. Кри
зис целостности, экспансия ценностей западного образа жизни
побуждает молодежь в рамках своей субкультуры искать новые,
адекватные сегодняшней ситуации ценности и формы самореали
зации [52, С, 16-18].
В молодежной среде сформировались различные модели субкультур. Социологи В.А. Бобахо и СИ. Левикова из их множества выделяют три наиболее распространенные модели субкультур:
Первую из них олицетворяют группы молодых людей, занимающихся мелким бизнесом. Такие группы, как правило, образуются в интересах осуществления деловых операций и для проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и «красивую жизнь». Их характеризуют беспринципность, деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. В области нравственности им присущ моральный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.
Вторая модель опирается на вульгаризированные псевдосоциалистические идеалы, окрашенные уголовной романтикой, и проявляется в деятельности люберов, гопников и тому подобных групп. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповеданием культа физической силы, ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп составляют рэкет, спекуляция. Группировки подобного толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием.
Описанные выше молодежные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.
Третья субкультурная модель представлена так называемыми «яппи» и «неояппи». Это выходцы из средних и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение в будущем нормальной жизни для себя (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. Поэтому среди них пользуются спросом практические образовательные курсы. В манере одеваться их отличают деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. «Яппи», как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление «делать» деньги и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов. Им свойственны технократические установки и своя собственная субкультура с весьма дорогостоящими материальными атрибутами [13, С. 35-45].
Следует иметь в виду, что одни и те же формы девиантного поведения молодых людей характерны для различных образов и стилей жизни. В то же время носителем субкультуры может быть относительно локальное сообщество (субкультурные группировки рокеров, футбольных фанатов, металлистов, которые, как правило, объединены общим интересом и выражающей его внешней символикой). Какие-то образцы социально-негативного поведения (употребление наркотиков или проституция) реализуются и на индивидуальном уровне. В этом случае носители таких образов жизни не представляют целостности ни организационно, ни социально -психологически, поскольку сам образ жизни скорее разъединяет, чем консолидирует их.