Лингводидактические критерии оценки методик обучения грамоте.

Признание перспективности логики развития деятельности и для обучения грамоте на уровне лингводидактических критериев методики предполагает ее оценку с позиций первоначального чтения (письма) как развивающейся речевой деятельности, обеспечивающей для ученика его рождение как грамотного речедеятеля. Если грамотный речедеятель определяется как ученик, понимающий родную речь (ее устную и письменную формы), осознанно владеющий способами и нормами (правилами) ее порождения, то развивающаяся речевая деятельность в обучении первоначальному чтению и письму может трактоваться как процесс поэтапного осознания связей между устной и письменной речью, позволяющих ученику овладевать новыми видами речевой деятельности в письменной речи: чтением как смыслообразованием и письмом как смыслопередачей. В этом процессе ребенок выступает речедеятелем, который в целом уже владеет устной речью и двумя видами речевой деятельности в ней – говорением (смыслопередачей) и аудированием (смыслообразованием). Его рождение в качестве грамотного речедеятеля как раз и заключается в том, что он, опираясь на устную речь, сознательно овладевает взаимопереходами (по Д.Б.Эльконину, способами кодировки и декодировки) между устной (звуковой) и письменной (графической) формами речи.

Естественно, качество овладения этими взаимопереходами в чтении и письме (по сути, грамотностью) определяется полнотой связей между устной и письменной речью. От объема этих связей, а также степени их осознания обучающимся зависит полнота ориентировочной и исполнительной частей речевой деятельности при чтении и письме. В системе развивающейся речевой деятельности она является важнейшей предпосылкой рождения ученика как грамотного речедеятеля и, безусловно, в методике обучения грамоте должна рассматриваться как важнейший критерий оценки любой конкретной методической системы. Необходимо подчеркнуть, что критерий полноты «всех моментов обучения» достаточно хорошо известен в отечественной методике обучения грамоте. Его впервые применил для оценки методов обучения известный российский методист В.П.Вахтеров еще в начале ХХ века[10]. В свете выше изложенного методики должны разделяться на полные и неполные версии обучения первоначальному чтению и письму.

Таким образом, система оценки качества процессуальных характеристик методики обучения грамоте может быть сведена к следующей структуре ее перспективных критериев и показателей: лингводидактический критерий – полнота осознания учеником законов как родной речи, так и речевой деятельности. Основным показателем полных версий методики выступают методы обучения грамоте, которые в единстве реализуют освоение полноценной познавательной, учебной и творческой деятельностей, обеспечивающих в целом развитие речевой деятельности и на ее основе личности ребенка как грамотного речедеятеля.

[1]
Чернякова, Н. С. Культурология: Комплекс учебных программ и методических материалов для студентов факультета народов Крайнего Севера / Н. С. Чернякова. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999, с. 85.

[2] Левитес, Д. Г. Российская школа: цели и ценности / Дмитрий Григорьевич Левитес // Педагогика. – 2004. - № 7. -С.16.

[3]

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / Мераб Константинович Мамардашвили. - 2-е изд. – М.: Прогресс, 1992, с. 58-59.

[4] Ярвилехто, Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения / Тимо Ярвилехто // «Школа 2000…: концепции, программы, технологии / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: «Баласс», 1998. - Вып. 2. – С. 22.

[5] Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

[6] Урсул, А. Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы / Аркадий Дмитриевич Урсул; АНСССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1981,с. 105.

[7] Кумарина, Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Кумарина // Народное образование. – 2002. - № 1. – С. 113.

[8] Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. / Василий Васильевич Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». - М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996,с. 170.

[9] Петровский, А. В. Личность в психологии: прадигма субъективности / А. В. Петровский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

[10] К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении грамоте: основы звукового метода / сост. С.П. Редозубов. – М.: Гос. учебно-педагог. Изд., 1941, с. 88.

Наши рекомендации