Учение А. С. Макаренко о коллективе

Виднейшим представителем отечественной педагогики, раз­рабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Учение А. С. Макаренко содер­жит подробную технологию поэтапного формирования коллек­тива.

Стадии формирования:

1) становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организации.

2) усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива.

Основная цель педагога на этой стадии — максимально ис­пользовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

3)третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­дений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить вос­питанников, он называл перспективой.

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко разли­чал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близ­кая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся (например, совместная воскресная про­гулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д.) Высший уровень близкой пер­спективы — это перспектива радости.

Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключа­ется в проекте коллективного события, несколько отодвинуто­го во времени (например подготовка к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера).

Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наибо­лее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. (например цель успешного окон­чания школы и последующего выбора профессии).

16.

Коллектив и личность

Модели развития отношений между лич­ностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптималь­ных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе кол­лектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: кол­лектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосу­ществование по принципу невмешательства и т. д.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суж­дений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждени­ям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в кол­лективе. Там, где это соответствие налицо, включение лично­сти в систему сложившихся отношений значительно облегчает­ся. В тех же случаях, когда у школьника опыт иной (уже, бед­нее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни кол­лектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со свер­стниками. Особенно сложным оказывается его положение, ког­да индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противополож­ных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неиз­бежно и приводит, как правило, к различным, не всегда пред­сказуемым результатам.

Наши рекомендации