Состояние проблемы и необходимость ее решения программно- целевыми методами
I. Паспорт программы.
1.1. Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»».
1.2. Цели и задачи программы.
Целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Основные задачи, решаемые в рамках программы:
· Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
· Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
· Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
· Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
1.3. Сроки реализации программы.
Начало: IV четверть 2005-2006 уч. г.
Окончание: 2007-2008 уч г
Структура программы.
Программа включает в себя 4 этапа:
1. подготовительный
2. исследовательский
3. продуктивный
4. заключительный
1.5. Исполнители программы:
Социальные педагоги и классные руководители, психологи.
1.6. Ожидаемые конечные результаты:
Педагогические показатели - повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.
Социально-психологические показатели - улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.
Состояние проблемы и необходимость ее решения программно- целевыми методами.
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально- запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. По данным ООН около 30% всех молодых людей принимает участие в противоправных действиях, а 5% из них совершают преступления. В современных условиях детская беспризорность приводит к уровню 20-х годов. Новые экономические отношения привели к незащищенности подростков на производстве, так как по КЗоТу РФ (ст.173) принимают на работу только с 16 лет. Поэтому 14-15 летние подростки, отчисленные из школы, остаются не у дел. В результате чего на 30% увеличилось число преступлений. Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информация общества кардинально перестраивает пространства детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром. Глобальные экономические проблемы, международные конфликты, волна терроризма и т.д. - все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений. Эти и другие проблемы требуют перевоспитания подрастающего поколения. Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся могут дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений. Поэтому большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни. Программа направлена на результативное разрешение проблем отклоняющегося поведения учащихся. Она отличается целостным характером. Ее приемы сгруппированы в единую методическую систему, которая позволит предупредительно влиять на учащихся с целью их воспитания и развития.