Почему ПМ отложились в истории?
1) Использовались очень долго (конец 18-19в) и испол-ся до сих пор. Устойчивые.
2) Акцент на развитие навыков чтения облегчали условия обучения. Их легче обеспечить в массовой школе.
3) Требовались выпускники, умеющий осваивать большой объем мат-ла и испол-ть его как данные. Т-П метод – ключ к чтению, особенно в условиях самост. обучения.
Отрицательные стороны
1) книжно-письменная речь не обесп. Потребности реального испол-я Ия.
2) формально-логический/схоластический подход к заучиванию.
3) нереальные тексты в грамматико-переводном методе.
Авторы
- Олендофф. Учебник немецкого языка, 1907
- «Способ учения», профессора МГУ
- Жакото
Девушки! Весь материал из лекций!
Вопрос 45
Проблема обучения ия на начальном этапе: учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся, цели, содержание и организация обучения
Начальное обучение ия подразделяется на начальный, средний и старший этапы.
Начальный этап (НЭ) обеспечивает минимальный уровень коммуникативной компетенции, достаточной для обеспечения общения на ия. Но это общее определение, и его надо уточнять исходя из специфики заведения.
Школа
2-4 классы.
(Спецшкола: ½ класс-4кл).
Обычная школа – Ур-нь выживания;
Спецшкола: чтение – допорог., говорение и аудирование – выживание +).
Пропидевтическое обучение – до школы (общеяз. Образование ребенка).
Особенности детского возраста
Положительные моменты
1) сенситивность – восприимчивость к изучению я. На ср. уровне ур-нь мотивации высокий.
(на среднем уровне мотивация сильно падает)
2) Ведущий тип деятельности – игра + в нач. школе формир-ся учебная деят-ть. Потенциал игры надо уметь использовать в обучении ия.
!!Внимание неустойчиво.
3) дет. Возраст открыт всему новому. След-но, дети готовы к сотрудничеству. Совместно-разделенная деят-ть – «давай сделаем вместе», сотрудничество.
Но подход «делай как я» убивает готовность детей к сотрудничеству.
4) Любознательность
Но т.к. современные дети приходят в школу, не умея писать, интерес к чтению падает.
5) Т.к. ия вводится со 2 кл, уже есть мин. Лингв. база на основе родн. яз. Я. изучается осознанно.
6) дети мыслят наглядно-конкретно.
7) творческий подход (рисунок/лепка).
8) дети готовы к ролевой игре (ассоциируют себя с героями).
Трудности
1) Нет устойчивого внимания. Не могут удерживать внимание более 10мин.
2) индивидуальны. А соврем. Система стремится привести всех к «общему знаменателю», нет возможности индивидуализировать процесс обучения.
Вывод:
Опора на
1. наглядность (для изучения конкретной лексики. Опора на текст малa),
+ pattern approach – речевые образцы, опора на аналогию,
2. игровые виды деятельности (+ Эл-т культуры),
3. совместную продуктивную деят-ть в процессе усвоения яз мат-ла,
4. опора на детский фольклор (считалочки, песни, рифмовки),
5. родной я.
+ !! формирование учебной деят-ти.
На начальном этапе важно устное опережение. Взаимосвязь обучения с видами реч. Деят-ти. Напр, сначала 2 недели устной работы. Затем навыки чтения и письма начинают формироваться на основе мат-ла, усвоенного в устной речи.
Книги
-‘Very young learners’ (Alan Maily),
- «101 игра» Oxford University press,
- ‘Mother Goose stories’
Начальный этап в вузах
Лингвистические вузы
Водно-коррективный курс (1 семестр). Достаточность с т.зр. accuracy.
Коррекция фонетическая, лекс-грам.
Нелингвистические вузы
1 семестр – этап начальной коррекции. Приведение студентов к общему уровню.
Разные программы в вузах с неяз. Профилем (с углубл. и неуглубл. изучением ия).
Бол-во вузов не имеют вступит. экзаменов по ия, хотя кафедры делят студентов на 3 группы:
- не знающие ия,
- false beginners (оценка в аттестате неадекватна),
- выпускники спецшкол.
!!!Особенности развивающего и воспитательного хар-ра
10 !!адаптация к вузовской системе обучения, специфике видов деят-ти,
2) опора на самостоятельную уч. деят-ть.
Специфика программ
1 курс – upper-intermediate (лингв. вуз)
zero beginners – мин. уровень
false beginners – мин. уровень более качественного содержания
выпускники спецшкол - (pre)intermediate
!! курсоваясистема обучения.
Для zero beginners система обучения должна строиться по интенсивной методике.
Специфика:
1) В условиях взрослой аудитории – консерватизм. У каждого, кто уже изучал ия в школе, уже есть свое видение ия, часто не очень удачная практика изучения ия.
2) Люди с разными потребностями. Не везде есть разделение по потребностям.
3) учитываются особенности памяти. Аналитического мышления.