Психологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста (ранний юношеский возраст) и их учет в процессе учебно-воспитательной работы
В возрастной психологии юность определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Быстро развиваются специальные способности. Резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность. Самосознание – сложная психологическая структура, включает в себя:
1. сознание собственного «я» как активного, деятельного начала.
2. сознание собственной тождественности.
3. осознание своих психических свойств и качеств,
4. определенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность, формирование мировоззрения, выбор профессии.
11-15лет – подростки; 14-15 – 17-18 – юноши.
Подростковый возраст – пубертатный кризис:
1. Половое созревание – эндокринные изменения (гормоны роста и половые)
2. Дисгармоничность развития, нарушение пропорций тела (угловаты, неуклюжи)
3. Появление вторичных половых признаков (быстрая смена настроения)
4. Гормональная буря. Усиление сексуального возбуждения, не осознают причину, потребности не определены. Основная потребность в привязанности и любви. Самоуважение, начало формирования мужественности и женственности. Формирование нового образа физического «Я». Гипертрофированное и острое переживание собственной внешности.
5. Индивидуальные различия в пубертате. Половые различия. Подростковая гиперсексуальность.
Личность. Основные потребности:
· Потребность в самоутверждении – период бури и натиска – личностная нестабильность, противоречивые черты сосуществуют и борются, настроение от оптимизма до депрессии.
· Отношение к себе как к взрослому – чувство взрослости – изменение внешнего облика. Подражание взрослым, расширение ролевого репертуара. Копирование форм поведения взрослых.
Центральное новообразование – отношение к себе как к взрослому. Чувство взрослости определяет развитие самосознания. Формирование «Я-концепции» – система внутренне согласованных представлений о себе, Я-образ. 11-12 лет – интерес к внутреннему миру, открытие внутреннего мира у себя. Самопознание – смотрится в другого как в зеркало.
Подростковая рефлексия– как потребность разобраться в себе, исповедальность со сверстниками, дневники. Формируются разнообразные Я-образы: физическое Я, идеальное Я, представление об умственных способностях. Самооценка дифференцировалась, но не стабильная, ориентирована на мнение других. Система самооценки не является цельной, изменчива и нестабильна. Формируется Идеальное Я.
Реальное и идеальное расходится, эти расхождения могут запустить саморазвитие. Рождение личности в 3 года и в подростковом возрасте. К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются.
· Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Возникновение собственного увлечения. Запой увлечений.
· Потребность в общении – удовлетворяется через дружбу, но дружба противоречива, друг как психотерапевт; неформальные группы и компании; референтная группа.
· Отношения со взрослыми – ограничение влияния эмансипации от родителей. С одной стороны потребность в любви и принятии со стороны родителей, но при этом быть равным. Появляются значимые взрослые.
Формирование эгоидентичности– ощущение тождества самому себе и личностной целостности, ощущается внутренняя уверенность и психосоциальное благополучие. К негативным образованиям Эриксон относит смешение форм идентичности:
А) спутанность временной перспективы (ощущение себя одновременно и младенцем и стариком)
Б) диффузия трудолюбия – неспособность сконцентрироваться на занятиях либо сильное увлечение одним занятием
В) негативная идентичность – отрицание родительских ценностей
Г) ролевая фиксация – негативная групповая идентичность – стремление к подчинению группе.
Д) психологическая регрессия – страх взросления ) сотворение кумира
Структура самосознания:
1. притязание на признание – значимость телесного сознания для оценивания себя, идеальное представление о теле превращается в фрагментарное, сосредоточение на отдельных частях.
2. осознание себя во времени – сохраняется направленность на будущее (в мл. подр.); рассмотрение настоящего с позиций будущего (ст. подр.) то есть, психологическая перспектива, способность сознательно увидеть себя в будущем; внутренняя позиция – умение объективно увидеть свое настоящее положение, сопоставить с желаемым и построить ступени между настоящим и будущим; способность к целеполаганию. Актуализируется страх смерти.
3. Права и обязанности – активная борьба за права, нарушение запретов, отстаивание личного пространства.
Отделение от семьи:
· 11-12лет – конфликт между потребностью в зависимость и стремлением к автономии
· когнитивная реализация отделения, доказательство своей независимости
· аффективная реакция на отделение – чувство вины
· идентификация – поиск объекта
· установление нового типа отношений.