Подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов
Началом обучения социальных работников в Германии считается 1893 год, когда Жанетт Шверин организовала набор на курс «Группы девушек и женщин для социальной помощи и заботы». В 1899 году под руководством Алисы Соломон была учреждена одногодичная программа подготовки социальных работников. В 1905 году протестантская церковь в Ганновере основала первую женскую школу по социальному обеспечению. В 1908 году Алиса Соломон открыла женскую школу социальной работы с двухгодичной программой в Берлине – программой, которая вскоре была повторена по всей Германии.
Профессионалы социальных служб готовятся в институтах различных типов. Персонал для детских садов, молодежных центров и для надомной опеки за малышами готовится на среднеобразовательном уровне в профессиональных, специализированных школах. Социальные работники и педагоги обучаются в колледжах-институтах, которые принадлежат к системе высшего образования. Некоторые университеты предлагают курсы социальных работников и социальных педагогов.
Университеты и колледжи обладают высокой степенью конституционно гарантированной независимости. Они автономно решают все академические проблемы: учебные программы, экзамены, учебные планы, набор студентов.
Квалификации, статус, оклад преподавательского состава устанавливаются федеральным законодательством. Требуется, чтобы профессора имели докторскую степень. Как правило, большая часть членов преподавательского состава университетов в области социальных наук фактически не имеет практического опыта социальной работы. В отличие от университетов, колледжи социальной работы в основном требуют докторскую степень и практический опыт работы для зачисления в штат профессуры.
Содержание и структура курсов обучения сильно различаются в каждой школе благодаря их автономности. В школах социальной работы предлагаются три разных типа учебных программ.
1. Социальная работа, ориентированная на традиционные направления социальной политики в учреждениях.
2. Социальная педагогика, направленная на работу с молодежью в общинах, на другие образовательные задачи вне школы.
3. Учебная программа, объединяющая элементы как социальной работы, так и социальной педагогики.
Общие элементы разных учебных программ могут быть легко объединены следующим образом:
– социальная работа и социальная педагогика: история, теория, организация и институты, методы;
– социальные науки: социология, социальная политика, политическая наука, экономика, статистика, эмпирические социальные исследования;
– психология/педагогика: прогрессивная психология, терапевтические методы, теория и практика образования, теории социализации;
– здоровье: оказание медицинской помощи, медицинское обследование;
– юридическое и общественное управление: законодательство в отношении семьи, молодежи, социального обеспечения, социальных гарантий, труда и управления;
– музыка, драматургия, спорт, искусство, кинематограф, видео, средства массовой информации.
Многие учебные программы включают курсы языков, таких, как английский, испанский, французский. Школы с ориентацией на работу с иммигрантами предлагают курсы основных языков иммигрантов. В школах, действующих при церкви, в учебный план включается социальная этика и социальная философия.
Профессиональная практика играет важную роль в обучении социальных работников. Длительность академической подготовки в школах– 3 года. Продолжительность практики – по меньшей мере 1 год. Направления на работу организованы согласно двум моделям: «однофазовая» и «двухфазовая». «Однофазовая» модель интегрирует два шестимесячных периода работы в профессиональной области в академическую учебную программу; студенты сдают свои последние экзамены в школах после 4-х лет обучения и получают государственный сертификат по окончании. «Двухфазовая» модель требует годично оплачиваемого направления на работу в профессиональной области после завершения 3-х лет академической подготовки в школах. По этой модели студенты получают государственный сертификат только после успешного завершения своей работы по направлению в профессиональной области.
ГЛАВА 14