Методы изучения обученности и сформированности профессиональных знаний, умений и личностных качеств обучающихся
Наблюдение- один из доступных педагогу методов изучения педагогических ситуаций и их отдельных сторон. Этот метод широко применяется для изучения обучаемых, их поведения, взаимоотношений. Он также результативен в познании деятельности педагога,
Основные, особенности метода и условия его применения:
· наблюдение возможно за психическими явлениями, выраженными в движениях, мимике, позе, речи;
· наблюдение может быть - кратковременным и длительным, одноразовым и многоразовым.
Организуя наблюдение, необходимо сформулировать цель (для чего наблюдать), а также определить объект наблюдения; иметь хотя бы минимальные сведения о предмете (объекте) наблюдения; определить последовательность наблюдения (с чего начать, к чему перейти, чем закончить).
В ходе наблюдения держать в поле внимания основную цель и объект наблюдения; по возможности устанавливать причинную сиять наблюдаемого с другими явлениями.
Результаты наблюдения надлежит фиксировать. В настоящее время для этого существует обширный арсенал технических средств; фото и киносъемки, видео - и звук магнитофоны. Однако технические средства не всегда могут быть, применены и тогда возникает необходимость в записи.
Материалы наблюдения студент фиксирует в отчете практики, ведет запись поведения обучаемого с точки зрения внимания с наследующим анализом полученного материала. Педагогическое наблюдение — это довольно пассивная форма проведения научного исследования.
Более активной формой является исследовательская беседа. Беседа как метод научного исследования позволяет выяснять мнение и отношение как педагогов, так и обучаемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.
Требования к беседе:
• предварительная подготовка;
• умение вызвать собеседника на откровенность;
• нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»;
• четкость вопросов, тактичность, доверительность.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.
Опрос как метод психологического исследования.Как и наблюдение, опрос доступен преподавателю, но требует определенных умений в его проведении. Выделяют следующие виды опроса: опрос «лицом к лицу» - беседа точный опрос - анкета. И тот и другой могут быть стандартизированным, не стандартизированным и полустандиртизированным. Стандартизированный опрос предполагает одинаковые вопросы для всех опрашиваемых, не станцартизированнный - свободная беседа на определенною тему, полустандартизированный - опрос, к котором основные вопросы, стандартные для всех опрашиваемых, второстепенные - нестандартные, Основные этапы по составлению опросника следующие:
· определение характера информации, которую необходимо получить;
· составление вопросов, которые предполагается задать опрашиваемым; предварительная проверка опросника путем пробного опроса;
· корректировка опросника.
При формулировании вопросов следует придерживаться следующих правил:
1. Каждый вопрос должен быть логически законченным (заключить одну мысль).
2. Вопрос должен быть коротким.
3. Вопрос должен быть конкретным.
4. Вопрос должен исключать шаблонные ответы.
5. При составлении вопросов избегать мало употребляемых слов.
6. К вопросу могут быть дамы ответы, из которых опрашиваемый выбирает ответ, в большей мере выражающий его мнение.
Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) — даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные — без указания автора ответов; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).
Для оценки качества результата обучения дисциплинам художественно-проектной группы используются методы педагогического консилиума, экспертных оценок, педагогических наблюдений, а также мониторинговая технология.
Лежащее в основе метода педагогического консилиума педагогическое обсуждение (Ю. К. Бабанский) используется при проведении учебных просмотров для проверки качества учебных работ по практическим дисциплинам художественно-проектной группы. Метод педагогического консилиума используется не только для комплексного объективного оценивания, но и для педагогической диагностики в контексте педагогического эксперимента.
Рефлексивная деятельность
Рефлексия –(от позднелатинского reflexio – обращение назад, отражение) - деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний.
Рефлексия в обучении — мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности.
Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т. п. (приложение 7). Рефлексия помогает студентам-практикантам сформулировать получаемые результат, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет студенту-практиканту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности в период практики и ее продуктов.
Рефлексияподразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.
При рефлексии можно оценить свою деятельность на основе следующих уровней:
· 1 уровень (нулевой) — студент не владеет педагогическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно;
· 2 уровень (репродуктивный) — студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов;
· 3 уровень (продуктивный) — студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;
· 4 уровень (творческий) — студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими умениями.
По окончанию преддипломной практики руководителем практики от образовательного учреждения дается характеристика работы студента-практиканта, оценка за работу и рекомендации (приложение 8).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). - М: Педагогика, 1982.
2. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — 2-е изд., стер, — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с.
3.Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988.
4. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000,-258с.
5. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Григорий Исаакович Кругликов. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 228 с.
6. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Г.И. Кругликов. – 4-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
7. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М.,1996.-344с.
8. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
10. Педагогика: Учебник для вузов / Н. Бордовская, А. Реан. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
11. Профессиональная педагогика. Учебник. - М.: Ассоциация Профессиональное образование", 1997.- 512 с
12. Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007 – 336 с.: ил. – (Профессиональное образование).
13. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). – М., 2005.
14. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие., 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург:Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 150 с.
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна
ОТЧЕТ