Система проф. Обр. в Рос. Непр-ть

Непрерыв-ь образ-я.

Основными тенденциями, опред-ми развитие системы профес. Образ., явл. непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация. Непрерывность образования. Впервые концепция непрерывного образ. была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленинградом . В предложенной П. Ленграндом трактовке Н.О. была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образ-ных начал чел., которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни чел.: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профес-ой дезактуализации. Понимаемое т.о., Н.О. означает продолжающийся всю жизнь проц., в котором важную роль играет интеграция как инд-ных, так и социальных аспектов чел-ой лич-сти и ее деят-сти.

Принципы Н.О. Р. Даве определяет 25 признаков, которые характеризуют Н.О. Их перечень включает следующие принципы: охват образ-ем всей жизни чел.; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образ., объединяющее и интегрирующее все уровни и формы; связь м/у изучаемыми предметами; м/у различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни; между различными кач-вами развития человека (кач-вами временного характера, такими, как физ-кое, моральное, интел-ное развитие и т.п.); универсальность и демократичность образования; на самообразование, самовоспитание, самооценку; индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора.

Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы Н.О., в РФ пока еще нет общенациональной концепции,а естьтолько направления развития. Это замедляет проц. реформирования. По всей видимости, путь к реформированию системы образ. в нашей стране лежит через инновационную практику. Необходимо учитывать все имеющиеся тенден­ции присущие проц. реформирования за рубежом. В основе Н.О. лежит идея развития чел. как лич-сти, субъекта дея-сти и общения на протяжении всей его жизни.

В этой связи Н. может считаться обр., всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому чел. возможности реализации собственной программы обуч.. Реализация Н. многоуровневого проф. обр. привела к созданию учебных заведений с разной организацией проф. подготовки, интегрирующих образ-ные программы различных систем проф. образ.: начального, среднего и высшего. Как показали исследования, в настоящее время в стране расширяется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образ-ным программам.

Понятие «Н. проф.е образ.» можно отнести к лич-сти, образ-ным программам и образ-ным проц., а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие вкл. свой смысл. Задачей любого учеб. заведения начального, среднего и высшего проф.образ. явл. создание условий, способствующих самореализации лич-сти обучаемогои его дальнейшего развития.

Интегративность образования. Данная тенденция наиболее четко была выражена на первом этапе реализации Н.О. в западных странах и бывшем СССР. Н.О. трактовалась как ср-тво связи и интеграции, позволяющее синтезировать ряд элементов в существующей системе образ. и как основополагающий принцип органи­зационной перестройки различных звеньев системы образ..

В интеграционном проц.возникло множество проблем.

1. проблемы, которые касаются определения доли научно-технической инф-ции в учебных программах сферы обязательного и спец. образ., а также с теми которые затрагивают методы комплексного преподавания научно-технических дисциплин, возрастных групп или уровней обуч..

2. проблемы, связаны с экономикой. Этот проц. происходит на глобальном уровне: образ. все в большей степени привязывается к экономике. Связь между учебными заведениями и работодателями легче устанавливается, конечно, там, где имеется высокоорганизованная структура пром-сти.

Однако опыт нашей страны и стран Восточной Европы, показывает что тесные связи между школой и работодателями сами по себе не могут обеспечить такого положения, при котором З. и У., полученные выпускниками школ, были бы использованы в полной мере. Имеющийся опыт должен трансформироваться к потребностям рыночной экономики, должны быть найдены и установлены качественно новые связи с экономическими структурами, и лучше всего на уровне региона, поскольку еще отсутствует единая федеральная концепция Н.О..

Наши рекомендации