Лей, чтобы выработать сбалансированный подход. Необходимо подбирать
Модель к ситуации, а не притягивать ситуацию к модели.
Для обучения онлайн: Представьте материал в различных форматах,
Чтобы обучаемый мог выбирать по своему предпочтению. Интерактив-
Ность должна быть творческой и полезной. Подумайте, как материал будет
Стимулировать интерес и взаимодействие. Среда должна дать возможность
обучаемым создать свою «виртуальную индивидуальность» и стимулиро-
Вать изыскания и взаимодействие друг с другом.
Внедрение
Общие вопросы: Каков самый эффективный способ внедрения
стратегии?
Как преподаватели и обучающиеся смогут получить наибольшую
Пользу от обучения в данной стратегии, какие компетентности будут раз-
виваться?
Для обучения онлайн: Подумайте, как часто передаваемая информа-
Ция будет обновляться.
Оценка
Общие вопросы: Как проверить стратегии на достижение стандартам
и нормам? Как можно обогатить учебную деятельность? Какие улучшения
вы можете сделать?
С расширением использования в обучении электронных и программ-
ных средств, понятие «стратегия обучения» дополняется понятием
«Learning Design» (LD), или «Сценарии обучения».
Педагогический дизайн обозначает использование систематического
Процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать
Для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения
(McArdle, 1991).
Теория педагогического дизайна предлагает ясное и четкое руко-
Водство, как помогать людям учиться и развиваться. Существуют различ-
Ные теории и модели педагогического дизайна, разработанные разными ав-
Торами. Reigeluth выявил три основных черты, характерные для всех тео-
рий педагогического дизайна:
• ориентация/направление дизайна;
• определение методов обучения и учебных ситуаций;
• педагогические методы, которые можно разложить на приемы и
Отдельные методики.
Теории дизайна важны, так как помогают разработать видение педаго-
Гического процесса на ранних этапах проектирования. Это видение ре-
Зультатов (каким образом обучаемые изменятся) и средств (как способ-
Ствовать этим изменениям). Эти теории также важны, поскольку ими мож-
но руководствоваться на трех уровнях, а именно:
• методы, способствующие осуществлению обучения в различных
Ситуациях;
• инструменты обучения, обеспечивающие множество доступных
Методов;
• системы, обеспечивающие возможность создавать качественные
Инструменты обучения.
Все модели педагогического дизайна имеют некоторые общие харак-
теристики:
• определение и анализ целей обучения;
• планирование и проектирование способов достижения целей обуче-
Ния;
• осуществление запланированных действий;
• оценка и пересмотр целей, стратегий, и т. д.
В дистантном обучении сценарий обучения определяется как специ-
Фикация, которая предоставляет гибкий способ представления и записи
Учебных сценариев для множества обучаемых. Ключевым понятием LD яв-
Ляется утверждение, что, независимо от педагогического подхода, человек
Получает роль (обычно обучаемого или преподавателя) в процессе обуче-
Ния-преподавания. В рамках этой роли он работает над достижением неких
Результатов, выполняя более или менее структурированные активности в
Учении или поддержке обучения других в некой образовательной среде.
Learning Design не предлагает определенной педагогической модели,
Поэтому LD часто называют педагогической метамоделью. Однако вряд ли
Возможно придерживаться в обучении педагогической нейтральности, LD
Предполагает включение педагогики в структуру e-Learning.
Рис. 2. Процесс разработки модели обучения
Разработка стратегии имеет целью создать учебные программы, ори-
Ентированные на определенные группы обучаемых, ресурсы, активности
Процессов, с помощью которых в сценариях выполняются учебные задачи.