Программы деятельности детской организации.
Основной жизнедеятельности школы, любого детского общественного объединения являются программы их деятельности.
Приступая к работе в школе, в детском общественном объединении, старший вожатый должен обязательно познакомиться с существующими программами; федеральными, региональными, школьными, отдельных объединений, использовать нужное в своем личном программировании и планировании работы по мере возможности, составить свою собственную авторскую программу, помочь в этом деле коллективам.
Любая программа деятельности с детско-подростковыми коллективами, объединениями, в основном, следует следующим требованиям:
- соответствует уставу школы, объединения, организации;
- носит развивающе - образовательный характер;
- является авторским творчеством ее составителей;
- соответствует возможностям жизнедеятельности детско-подросткового объединения, возрастным особенностям членов объединения;
- выступает своеобразной моделью или проектом развития коллектива, может состоять из отдельных компонентов: направлений, подпроектов, ступеней, ориентиров, маршрутов, тропинок и т.п.;
- определена по времени реализации: долгосрочная или краткосрочная, может быть поэтапной (ступени);
- рекомендует в системе своих познавательных, активных коллективных и индивидуально-творческих делах и заданиях заботу об окружающей деятельности, реально полезные и общественно значимые дела.
Структура программы:
- пояснительная записка: цели, задачи программы; принципы построения; основные знания и умения, приобретаемые в ходе реализации программы; основные методы, способы и формы деятельности и т.п.;
- содержание программы: тематика направлений (подпроектов, ступеней, тропинок, маршрутов, разделов и т.п.), целевая сущность направлений; примерные виды деятельности по направлениям; особенности работы по разделам (направлениям), позиция руководителей и т.п.; вспомогательная литература;
- рекомендации по организации работы коллективов по программе.
В повседневной практике, особенно в работе с детскими объединениями, рекомендуем вожатым пользоваться федеральными, региональными и местными программами. К ним относятся:
ПРОГРАММУ СОЗДАЕМ САМИ
Что может пригодиться при разработке программы деятельности детского объединения. Возможные «блоки», разделы программы:
· Кто мы? Наша цель.
· Что нас объединяет?
· Наши заповеди, девизы, правила, законы.
· У каждого есть право.
· Наши обязанности, твой долг.
· Кто наша смена?
· Кто нами руководит?
· Кто нам может помочь?
· Мы сотрудничаем.
· Кто нас будет ждать?
· Чем мы будем отличаться от других?
· (внешний вид эмблемы, значки, шевроны, символы).
· Как о нас узнают другие?
Примерное содержание работы
(в виде целей, задач, чему учиться, что делать):
• Мы проведем
• Организуем
• Создадим
• Примем участие
• Что мы будем искать
• Как мы будем вместе проводить свободное время
• Наши заповеди, правила, девизы
• Основные ценностные ориентиры
• Главные приоритеты
9