Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях
1. Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента.
2. Характер: сущность, черты, формирование. Акцентуация характера и ее типы.
3. Способности личности.
Вопросы для обсуждения, задания, тест
1. Какие положительные черты можно наблюдать у людей различных типов темперамента?
2. Какая зависимость между способностями, знаниями и умениями?
3. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способность?
4. Приведите примеры гениальности и определите факторы развития способностей в гениальность.
Тест
1. Дополните:
Совокупность врожденных индивидуальных свойств личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения__________________.
Психические свойства личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения ею___________.
Индивидуальное сочетание психических свойств человека, определяющих линию его поведения и деятельности______________.
2. Укажите номер правильного ответа в суждениях А, Б, В:
А. Темперамент – это генотип, то есть прирожденная, природная особенность нервной системы:
1) Да;
2) Нет.
Б. Знать характер человека – это значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках:
1) Да;
2) Нет.
В. На основе одного задатка могут формироваться различные способности:
1) Да;
2) Нет.
3. Преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим:
а) сила характера;
б) акцентуация характера;
в) ведущая черта характера.
4. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью
а) талант;
б) одаренность;
в) гениальность.
5. Укажите буквы всех правильных ответов:
К свойствам темперамента относятся:
а) сензитивность;
б) реактивность;
в) целостность;
г) темп реакции;
д) пластичность;
е) экстравертированность;
ж) интровертированность.
Темы докладов и рефератов
1. Теории темперамента в истории психологии.
2. Различные точки знания научной психологии на природу способностей.
3. Гендерные различия в способностях.
4. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.
5. Черты характера, необходимые в профессиональной деятельности экономиста.
Литература: 1, 2, 9, 11, 12, 14, 20, 28, 37,43, 74
Раздел I Социальное поведение личности
Тема 7 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ
Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы
Межличностные отношения (взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в характере, содержании и процессе совместной деятельности и общения. Сфера, в которую включатся личность в процессе межличностных отношений, называется социальная сфера.
Официальные отношения в отличие от неофициальных регулируются документами, имеющими правовую основу и утвержденными официально. Деловые отношения возникают в совместной деятельности или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой ими работы. В их основе лежат чувства. В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные оценки. Эмоциональные отношения основываются на субъективных оценках людей, на их личном восприятии окружающих, поэтому сопровождаются различными эмоциями и не всегда базируются на объективной информации о человеке. Первичные взаимоотношения – это базовые, долгосрочные и устойчивые взаимоотношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях. Вторичные отношения – относительно кратковременные, поверхностные, характеризующиеся отсутствием личной привязанности людей друг к другу.
Уровни межличностных отношений:
1. формальный уровень: статус, образ жизни и социальные роли человека в рамках определенной системы;
2. неформальный уровень: потребность людей в личных, профессиональных и социальных контактах (общение), не удовлетворенных формальным уровнем или его низкой эффективностью.
Социальный статус (предписанный или достигаемый) – это положение человека (или группы) в социальной системе. Оно определяется по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков и влияет на образ жизни человека. Предписанный социальный статус передается по праву наследования. Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям в самосовершенствования и деятельности.
Образ жизни – это устоявшиеся формы жизнедеятельности личности в окружающем мире, отражающиеся в ее деятельности, поведении, потребностях и мотивах. Параметры образа жизни: работа, общественная деятельность, отдых, семейные ценности, мода, питание, образование, культура, личные достижения и др.
Социальная роль (конвенциональная или неформальная) – это фиксация определенного положения, которое занимает личность в системе межличностных отношений. Конвенциональные социальные роли – шаблоны, которым должен следовать человек в определенной жизненной ситуации или профессиональной деятельности (семейные роли, профессиональные роли и т.д.). Неформальные социальные роли связаны с ожиданием от человека определенного поведения. Они более вариативны: зависят от свойств личности и осознания сущности данной роли (заботливая мать, работающая мать, мать-домохозяйка, многодетная мать и т.д.).
На протяжении жизнедеятельности человек овладевает содержанием несколько социальных ролей. Если роль технически не освоена личностью или освоена неправильно, происходит неприятие человека в системе межличностных отношений. Регуляторами освоения социальных ролей являются потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности. Социальная роль всегда оставляет исполнителю некоторый диапазон возможностей (стиль исполнения роли).
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. В процессе общения формируется мир общения, объединяющий три аспекта: материально-практический, духовно-информационный, практически-духовный. В основе общения лежит общительность, которая объединяет коммуникативные способности человека и установку личности на восприятие человека человеком.
Содержание общения – это информация, которая через общение передается от человека к человеку. Цель общения - это то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения от коммуникатора к реципиенту (коммуниканту). Виды общения представлены в таблице 7.1.:
Таблица 7.1
Виды общения
виды общения в зависимости от содержания общения | |
Материальное | обмен продуктами и предметами деятельности |
Когнитивное | обмен идеями, знаниями и т.д. |
Кондиционное | обмен психическими и физиологическими состояниями или приведение друг друга в определенное психическое и физическое состояние |
Мотивационное | передача определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потребностей, стимулов, установок |
Деятельностное | обмен действиями, умениями, навыками |
виды общения в зависимости от целей | |
биологическое | цель: поддержание, сохранение и развитие организма, связанное с удовлетворение человеческих потребностей |
социальное | цель: расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений |
виды общения в зависимости от средств общения | |
непосредственное | осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, голосовых связок, головы и т.д. |
Опосредованное | осуществляется с использованием специальных средств и орудий для обмена информацией: знаковые системы, записи символов на различных носителях, СМИ и т.д. |
Прямое | осуществляется через личные контакты между людьми и их непосредственное восприятие |
Косвенное | осуществляется через посредников |
Содержание общения определяет его функции (табл. 7.2.):
Таблица 7.2
Функции общения
Название функции | Содержание функции |
инструментальная | управление информацией как инструментом общения |
интегративная | объединение людей в процесс общения |
трансляционная | передача информации различными средствами |
экспрессивная | передача переживаний и эмоциональных состояний |
самовыражения | установление психологического контакта между людьми, проявление индивидуальных свойств личности в общении |
социализации | формирование навыков взаимодействия людей с обществе и в деловой сфере в соответствии с механизмами и этапами социализации |
социального контроля | регламентирование взаимодействия, поведения и деятельности |
Структура общения (по Г.М Андреевой):
1) коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект общения как обмена информацией на основе обратной связи. Имеет двухуровневую организацию: вербальный уровень (общение с помощью языка и речи), невербальный уровень (при помощи неречевых знаковых систем: визуальной, акустической, тактильной, ольфакторной);
2) интеракция (от англ. interaction) – обмен действиями, позволяющими реализовывать некую общую деятельность;
3) социальная перцепция (от лат. perception – восприятие, socialis - общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.
Речь – естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Благодаря речи происходит кодирование и декодирование информации. Это самое универсальное средство коммуникации: оно сохраняет смысл передаваемой информации. Речь является проявлением сознания. В процессе общения речь всегда дополняется знаковыми системами невербального уровня.
Характеристика невербальных знаковых систем (по Ю.А. Фомину):
- визуальная система общения: 1) жесты (кинесика), позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика); 2) вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); 3) средства преобразования природного телосложения (одежда, очки, украшения, мелкие предметы в руках и т.д.); 4) контакт глаз. Визуальные виды общения отражают эмоциональные реакции человека, что придает общению важную информационную нагрузку;
- акустическая система: 1) паралингвистическая система (тембр голоса, его тональность, диапазон); 2) экстралингвистическая система (паузы, покашливание, темп речи, и др.);
- тактильная система – использование в процессе общения прикосновений, объятий, пожатий рук и др;
- ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей участников общения среды, включая естественный и искусственный запахи человека.
Функции систем невербального общения: 1) дополнение речи; 2) замещение речи; 3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению; 4) усиление или снижать речевого воздействия; 5) выявление истинных намерений участников процесса общения.