Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

1. Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента.

2. Характер: сущность, черты, формирование. Акцентуация характера и ее типы.

3. Способности личности.

Вопросы для обсуждения, задания, тест

1. Какие положительные черты можно наблюдать у людей различных типов темперамента?

2. Какая зависимость между способностями, знаниями и умениями?

3. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способность?

4. Приведите примеры гениальности и определите факторы развития способностей в гениальность.

Тест

1. Дополните:

Совокупность врожденных индивидуальных свойств личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения__________________.

Психические свойства личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения ею___________.

Индивидуальное сочетание психических свойств человека, определяющих линию его поведения и деятельности______________.

2. Укажите номер правильного ответа в суждениях А, Б, В:

А. Темперамент – это генотип, то есть прирожденная, природная особенность нервной системы:

1) Да;

2) Нет.

Б. Знать характер человека – это значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках:

1) Да;

2) Нет.

В. На основе одного задатка могут формироваться различные способности:

1) Да;

2) Нет.

3. Преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим:

а) сила характера;

б) акцентуация характера;

в) ведущая черта характера.

4. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью

а) талант;

б) одаренность;

в) гениальность.

5. Укажите буквы всех правильных ответов:

К свойствам темперамента относятся:

а) сензитивность;

б) реактивность;

в) целостность;

г) темп реакции;

д) пластичность;

е) экстравертированность;

ж) интровертированность.

Темы докладов и рефератов

1. Теории темперамента в истории психологии.

2. Различные точки знания научной психологии на природу способностей.

3. Гендерные различия в способностях.

4. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

5. Черты характера, необходимые в профессиональной деятельности экономиста.

Литература: 1, 2, 9, 11, 12, 14, 20, 28, 37,43, 74

Раздел I Социальное поведение личности

Тема 7 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

Межличностные отношения (взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в характере, содержании и процессе совместной деятельности и общения. Сфера, в которую включатся личность в процессе межличностных отношений, называется социальная сфера.

Официальные отношения в отличие от неофициальных регулируются документами, имеющими правовую основу и утвержденными официально. Деловые отношения возникают в совместной деятельности или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой ими работы. В их основе лежат чувства. В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные оценки. Эмоциональные отношения основываются на субъективных оценках людей, на их личном восприятии окружающих, поэтому сопровождаются различными эмоциями и не всегда базируются на объективной информации о человеке. Первичные взаимоотношения – это базовые, долгосрочные и устойчивые взаимоотношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях. Вторичные отношения – относительно кратковременные, поверхностные, характеризующиеся отсутствием личной привязанности людей друг к другу.

Уровни межличностных отношений:

1. формальный уровень: статус, образ жизни и социальные роли человека в рамках определенной системы;

2. неформальный уровень: потребность людей в личных, профессиональных и социальных контактах (общение), не удовлетворенных формальным уровнем или его низкой эффективностью.

Социальный статус (предписанный или достигаемый) – это положение человека (или группы) в социальной системе. Оно определяется по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков и влияет на образ жизни человека. Предписанный социальный статус передается по праву наследования. Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям в самосовершенствования и деятельности.

Образ жизни – это устоявшиеся формы жизнедеятельности личности в окружающем мире, отражающиеся в ее деятельности, поведении, потребностях и мотивах. Параметры образа жизни: работа, общественная деятельность, отдых, семейные ценности, мода, питание, образование, культура, личные достижения и др.

Социальная роль (конвенциональная или неформальная) – это фиксация определенного положения, которое занимает личность в системе межличностных отношений. Конвенциональные социальные роли – шаблоны, которым должен следовать человек в определенной жизненной ситуации или профессиональной деятельности (семейные роли, профессиональные роли и т.д.). Неформальные социальные роли связаны с ожиданием от человека определенного поведения. Они более вариативны: зависят от свойств личности и осознания сущности данной роли (заботливая мать, работающая мать, мать-домохозяйка, многодетная мать и т.д.).

На протяжении жизнедеятельности человек овладевает содержанием несколько социальных ролей. Если роль технически не освоена личностью или освоена неправильно, происходит неприятие человека в системе межличностных отношений. Регуляторами освоения социальных ролей являются потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности. Социальная роль всегда оставляет исполнителю некоторый диапазон возможностей (стиль исполнения роли).

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. В процессе общения формируется мир общения, объединяющий три аспекта: материально-практический, духовно-информационный, практически-духовный. В основе общения лежит общительность, которая объединяет коммуникативные способности человека и установку личности на восприятие человека человеком.

Содержание общения – это информация, которая через общение передается от человека к человеку. Цель общения - это то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения от коммуникатора к реципиенту (коммуниканту). Виды общения представлены в таблице 7.1.:

Таблица 7.1

Виды общения

виды общения в зависимости от содержания общения
Материальное обмен продуктами и предметами деятельности
Когнитивное обмен идеями, знаниями и т.д.
Кондиционное обмен психическими и физиологическими состояниями или приведение друг друга в определенное психическое и физическое состояние
Мотивационное передача определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потребностей, стимулов, установок
Деятельностное обмен действиями, умениями, навыками
виды общения в зависимости от целей
биологическое цель: поддержание, сохранение и развитие организма, связанное с удовлетворение человеческих потребностей
социальное цель: расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений
виды общения в зависимости от средств общения
непосредственное осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, голосовых связок, головы и т.д.
Опосредованное осуществляется с использованием специальных средств и орудий для обмена информацией: знаковые системы, записи символов на различных носителях, СМИ и т.д.
Прямое осуществляется через личные контакты между людьми и их непосредственное восприятие
Косвенное осуществляется через посредников

Содержание общения определяет его функции (табл. 7.2.):

Таблица 7.2

Функции общения

Название функции Содержание функции
инструментальная управление информацией как инструментом общения
интегративная объединение людей в процесс общения
трансляционная передача информации различными средствами
экспрессивная передача переживаний и эмоциональных состояний
самовыражения установление психологического контакта между людьми, проявление индивидуальных свойств личности в общении
социализации формирование навыков взаимодействия людей с обществе и в деловой сфере в соответствии с механизмами и этапами социализации
социального контроля регламентирование взаимодействия, поведения и деятельности

Структура общения (по Г.М Андреевой):

1) коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект общения как обмена информацией на основе обратной связи. Имеет двухуровневую организацию: вербальный уровень (общение с помощью языка и речи), невербальный уровень (при помощи неречевых знаковых систем: визуальной, акустической, тактильной, ольфакторной);

2) интеракция (от англ. interaction) – обмен действиями, позволяющими реализовывать некую общую деятельность;

3) социальная перцепция (от лат. perception – восприятие, socialis - общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др.

Речь – естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Благодаря речи происходит кодирование и декодирование информации. Это самое универсальное средство коммуникации: оно сохраняет смысл передаваемой информации. Речь является проявлением сознания. В процессе общения речь всегда дополняется знаковыми системами невербального уровня.

Характеристика невербальных знаковых систем (по Ю.А. Фомину):

- визуальная система общения: 1) жесты (кинесика), позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика); 2) вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); 3) средства преобразования природного телосложения (одежда, очки, украшения, мелкие предметы в руках и т.д.); 4) контакт глаз. Визуальные виды общения отражают эмоциональные реакции человека, что придает общению важную информационную нагрузку;

- акустическая система: 1) паралингвистическая система (тембр голоса, его тональность, диапазон); 2) экстралингвистическая система (паузы, покашливание, темп речи, и др.);

- тактильная система – использование в процессе общения прикосновений, объятий, пожатий рук и др;

- ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей участников общения среды, включая естественный и искусственный запахи человека.

Функции систем невербального общения: 1) дополнение речи; 2) замещение речи; 3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению; 4) усиление или снижать речевого воздействия; 5) выявление истинных намерений участников процесса общения.

Наши рекомендации