Развитие и совершенствование способностей к саморегуляции психического состояния
Специальная психологическая подготовка в основном направлена на регуляцию состояния тревожности, которое испытывает спортсмен перед соревновательным боем.
Признаки тревожности перед боем делят на две основных группы: признаки соматической и когнитивной тревожности.
Наиболее типичны для первой группы (соматическая тревожность): ощущение сердцебиения; сухость во рту; частая зевота; неприятные ощущения в желудке, жидкий стул, частые позывы к мочеиспусканию; влажные ладони и ступни; изменение голоса (охриплость); дрожание мышц, пальцев рук (тремор); покраснение кожи, особенно лица (вазомоторика); ощущение утомления уже в начале разминки.
Соматическая тревожность не очень страшна для единоборца и часто снимается хорошей разминкой. Более того, многие спортсмены не могут эффективно действовать, пока не испытают предстартовую соматическую тревожность. И при ее появлении сразу вспоминают, как успешно действовали в таком состоянии. Всегда можно внушить, что соматическая тревожность ‑ хорошая исходная позиция для формирования нужного настроя на победу: без сильного возбуждения на активные действия не настроишься.
Когнитивная тревожность, т. е. та, которая связана с переработкой информации и решением тактических задач, приводит к снижению работоспособности и повышенной мнительности.
Признаки когнитивной тревожности: заметная раздражительность по любому поводу, проявляющаяся за один-два дня до турнира; бессонница, появление в сновидениях сюжетов, связанных с потерей чего-то, сожалением, невыполненным делом; ощущение неполного отдыха после сна, нередко «тупая» головная боль; мысли, постоянно «перескакивающие» с одного объекта на другой; раздражительность в ответ на «ненужные приставания» окружающих, молчаливость; невнимательность, рассеянность при выслушиваний наставлений тренера перед стартом.
В этом случае применяются следующие программы психической регуляции.
Программа воздействия на когнитивную (умственную) сферу:
‑ средства целеполагания: постановка цели, при которой спортсмен ориентируется на преодоление прогнозируемых психических барьеров (например, «неудобный» соперник);
‑ организация направленности мыслей в нужное русло, отвлечение сознания от стресс-факторов: мысленное повторение технических приемов, безотносительно к модели предстоящего поединка;
‑ аутотренинг как регуляция, которая связана с формированием готовности к поединку с конкретным соперником.
Программы воздействия на физиолого-соматический компонент спортсмена, когда не только регулируется соматическая напряженность, но и создается необходимое состояние готовности к соревновательной деятельности:
‑ варианты психомышечной тренировки, по методике А.В. Алексеева;
‑ самоконтроль за состоянием мимических мышц;
‑ самоконтроль дыхания.
Любая работа такого рода должна основываться на хорошем навыке релаксации, прежде всего мышечной. Ее назначение состоит в том, чтобы снять эмоциональное и физическое напряжение. Это достигается за счет переключения деятельности нервной системы на восстановление биологического потенциала организма.
Активному использованию мимики как средства психической регуляции помогает зеркало. Глядя на себя, можно оценивать все варианты мимики, соответствующей тому или иному настроению (в чем наиболее выразительно проявляется тревога, неуверенность в своих силах, жажда реванша, нетерпеливость и т. д.), и регулировать настроение.
Эффект релаксации намного сильнее, если параллельно с формулами психомышечной тренировки используется самоконтроль дыхания. Чем спокойнее и размереннее дыхание (сначала за этим необходимо специально следить, затем такой самоконтроль приходит неосознанно), тем глубже релаксация.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки являются: контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. Занимающиеся в начале и конце учебного года должны проходить углубленные медицинские обследования.
В процессе многолетней подготовки углубленные медицинские обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования ‑ контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок и своевременно принимать необходимые лечебно-профилактические меры.
Медицинское обследование спортсменов предполагает проведение следующих видов обследований: первичного; ежегодных углубленных; дополнительных; этапного, текущего и срочного контроля, включая врачебно-педагогические наблюдения.
Ряд видов обследования (этапный, текущий, срочный) осуществляется в основном при работе со спортсменами в группах спортивного совершенствования, в условиях учебно-тренировочных сборов. Основной целью первичного обследования является оценка состояния здоровья при допуске к занятиям каратэ.
Ежегодные углубленные медицинские обследования проводятся два раза в год. Их основной целью является оценка состояния здоровья спортсменов, уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о подростках) и функционального состояния ведущих систем организма.
Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель совпадает с целью углубленных медицинских обследований.
Этапный контроль проводится 4 раза в году:
1-е обследование ‑ по окончании втягивающего этапа подготовительного периода;
2-е и 3-е обследование ‑ в середине и конце подготовительного периода;
4-е обследование ‑ в конце предсоревновательного периода.
Основной целью этапного контроля является определение кумулятивных изменений, возникающих в организме спортсменов в процессе тренировочных занятий.
В ходе его регистрируются общая физическая работоспособность, энергетические потенциалы организма, функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма, специальная работоспособность.
Основной целью текущего контроля является определение степени выраженности отсроченных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем организма спортсмена.
Основной целью срочного контроля является оценка изменений, возникающих в организме спортсмена непосредственно в момент выполнения тренировочных нагрузок и в период восстановления (до 2 часов после окончания занятия).
При организации срочного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие ‑ непосредственно в процессе тренировки. Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются внешние признаки утомления, динамика частоты сердечных сокращений, значительно реже ‑ показатели биохимического состава крови.
До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения массы тела, функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Врачебно-педагогические наблюдения ‑ совместные наблюдения врача и тренера в условиях тренировки и соревнований, направленные на совершенствование тренировочного процесса.
Тренер определяет работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, а врач оценивает состояние занимающегося и его реакцию на нагрузку. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку занятия или соревнования и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести изменения в тренировочный процесс. Исследования проводят до занятия, в ходе и по окончании его, а также на различных этапах восстановления.
Методика обследования зависит от конкретных задач и условий, количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и отражало сдвиги состояния основных функциональных систем, обеспечивающих работоспособность организма.
При отсутствии возможности использовать современное медицинское оборудование можно рекомендовать следующие простейшие способы экспресс-контроля адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам.
Ортостатическая проба. После сна, в кровати, определяется пальпаторно пульс за 1 мин. Затем спортсмен встает и, простояв 1 мин, снова считает пульс за 1 мин.
Определяется разность: если искомая разница составляет 6‑10 ударов, то это говорит о хорошем состоянии функциональной системы. Разница 10‑18 ударов пульса ‑ об удовлетворительном состоянии, а разница свыше 20 ударов говорит о нарушении работы организма из-за переутомления или заболевания.
Для оценки адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы при проведении пробы Руфье ‑ Диксона. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, после 5-минутного отдыха (Р1), в положении сидя. Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 с с выпрямлением рук перед собой. Во время подъема руки опускаются вдоль туловища. Сразу же после окончания приседаний измеряется пульс (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха ‑ в положении сидя (Р3). Оценка скорости восстановления пульса (индекс Руфье) производится по формуле:
R = [(Р1 + Р2 + Р3) ‑ 200] / 10.
Качественная оценка работоспособности представлена в таблице 48.
Таблица 48
Оценка адаптации организма спортсмена к предыдущей работе