Организация развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах, принципы ее построения.
Билет №8
Детство как социокультурный феномен, особенности и становления различных сфер психики в разных обществ.иисторич. условиях.
Детство – определенный временной промежуток, в течении которого человек приобретает все необходимые знания, умения и навыки для самостоят. и независим. существования. Поэтому периоды детства рассматриваются по различному в разные исторические периоды. Чем выше этап цивилизации, тем длиннее период детства. Чем ниже уровень цивилизации (племенной), тем детство короче.
Исследовать историю детства трудно, так как памятники культуры, имеющие отношения к детям, крайне бедны. До 13 века художники вообще не обращались к образам детей, только в религиозных сюжетах (ангел, младенец Иисус). По-видимому, тогда детство считалось периодом малоценным, быстро проходящим. Этому, по мнению Ариеса, способствовала демографическая ситуация того времени – высокая рождаемость и высокая детская смертность.
Признаком преодоления этого безразличия служит появление в 14 впортретов умерших детей, смерть ребенка начинает восприниматься как тяжелая утрата. В 17 вна портретах появляются изображения реальных детей (цесаревичей и влиятельных особ).
Свидетельства раннего взросления детей можно обнаружить во многих литературных источниках 19 века. Почти все дети ,не имеющие родителей, работали с 8 лет и их рабочий день продолжался 14-16 часов.
ДальКроз в своей работе выделил следующие стили (этапы) развития ребенка.
1. 1.Инфатицидный (убийственный) стиль. 2.Бросающий стиль – передавали третьим лицам (3 – 14 век)(спартанское воспитание; держали новорожденных детей над пропастью, если ребенок отпускал руки, падал и погибал – ребенок считался слабым.3.С 15 – 17 вв. впервые появляются изображения детей в виде ангелов – детям стали приписывать наличие души, т.е. перестали убивать детей. 4.Стиль навязчивый 17 – 18 вв.(этап передачи детей на временное воспитание) – ребенок считался «пустым мешком и чистой доской». Это мнение предполагало наказание ребенка ( использовали розги, обливали холодной водой, закрывали в холодное помещение).5.Конец 19 и начало 20 в. - амбивалентный стиль – т.е. у ребенка есть свой внутренний мир, взрослые должны понимать и учитывать эмоциональное состояние ребенка.
2. Помогающий или детоцентрированный стиль – взрослые помогают детям войти в общество.
С 18 в взрослые стали обращать внимание на индивидуальное развитие ребенка. Например, семья торговцев, увидев в своем ребенке музыкальные способности, могли его определить на учебу к учителю по музыке.
Развитие цивилизации привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможным, и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство удлинялось. Такое удлинение детства происходило путем «вклинивания» нового периода развития. Эльконин раскрыл характер такого "вклинивания" нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней нового этапа развития, который в современности назван дошкольным.
В современной действительности создаются условия для формирования творчески способных детей, за счет которых в дальнейшем происходит развитие общества.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах, принципы ее построения.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправл-о создаваемых в целях обеспеч-я полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития..
В соответствии с ФГОС ПРС должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой ,полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной .
Насыщенность среды
1. Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы
2. Включает оснащение:Средства обучения (в т.ч. технические),Соответствующие материалы, Оборудование и инвентарь ( игровой, спортивный, оздоровительный)
3. Образовательное пространство обеспечивает:
· Активность (для всех категорий воспитанников)
– игровую
– познавательную
– творческую
– исследовательскую ( + экспериментирование с доступными материалами, в т.ч. с песком и водой)
– двигательную (в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях)
· Эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением
· Возможность самовыражения
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость среды: Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность среды:Отсутствие жестко закрепленных способов употребления предметов:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; Наличие полифункциональных предметов.
Вариативность среды: Наличие различных пространств (для игры, для конструирования, для уединения и пр.)
Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.
Доступность среды:Доступность помещений, где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников
Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности воспитанников
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды: Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Компетенция ДОО:
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.