Виды игр в методике работы педагога дополнительного образования

Классификация игр, используемая нами в работе по организации образовательной работы и детского досуга в системе дополнительного образования, связана с самой спецификой методики и технологии работы с учащимися творческого объединения.

Мы будем рассматривать:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ.

Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т.д.)

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Он не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональное развитие– это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений. Опосредованно-эмоциональное развитие - преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом, развитие эмоциональной экспрессии или моторных механизмов эмоциональных проявлений: жестов, мимики, пантомимики, выразительности речевой интонации. Это направление педагогической работы строится на выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями. Каждой эмоции присуще свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс, получая специфическое внешнее индивидуально-личностное выражение. Здесь проявляется положение С.Л.Рубинштейна о том, что выразительные движения не только отражают уже сформированное переживание, но и сами формируют его.

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей - мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации – можно обратиться к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует:

  • снимать психомышечное напряжение скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях;
  • индивидуально-неповторимого рисунка эмо-циональной экспрессии;
  • стимулировать про-явление сформированного эмоционального опыта.

Эмоции для детей имеют следующее значение:

  • выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют, осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);
  • способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
  • побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
  • помогают приспособиться к ситуации;
  • сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;
  • являются показателем общего состояния ребенка, его физического и
    психического самочувствия.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ являются одним из методов данной работы и основаны на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т.д.)

К ним относятся:

  • игры-знакомства (проводятся как правило, на кругу и преимущественно на первых этапах работы с группой или появлении новых членов коллектива): «Снежный ком», «Повтори имя», «Имя, жест, поза», «Спой свое имя, а мы подпоем» и т.п.
  • игры на внимание (развивающие внимание в нестандартной, «провоцирующей» ситуации коллективной игры или сольного участия в ней): «У оленя дом большой», «Хватай» , «И я», «Повтори и не ошибись», «Садовник», «Собери слово (по командам)», «Третий лишний», «Охота на ботинки» и т.д.
  • эмоционально-разогревающие игры (позволяющие снять напряжение, отойти от шаблона отношений и деятельности, раскрепостить играющих): «Гляделки», «Охота на льва», «Заходи сбоку!», «Испорченный телефон», игры с завязанными глазами («Найди друга», «Накорми пару бананом»), предметами (прищепки, воздушные шары) и т.д.
  • пальчиковые игры (позволяющие не только развить мелкую моторику и снять некоторые психологические проблемы, но и решить некоторые обучающие задачи – например, при подготовке руки к игре на музыкальном инструменте, на начальном этапе работы с театральной куклой и т.д.)

Позитивное влияние игры на эмоциональную и сенсорную сферу личности ребенка обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.). Организуя эмоционально-сенсорные игры, педагог должен учитывать:

  • специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального со-стояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;
  • последовательность в усложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
  • последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю: жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации