Разработка практико-ориеиентированных образовательных программ бакалавриата/специалитета
Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике России, обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации протекающей в стране успешно реализовать эти процессы. Практика, интересы экономики, интенсивные пути развития по которым движется наша страна, диктуют цели, методы и содержание высшего образования. Однако современное обучение в ВУЗах страны недостаточно ориентировано на решение возникших инновационных задач. Особенно остро наблюдается большой дефицит в отношении выпускников вузов, обладающих технической компетентностью, подготовка которых носит практико-ориентированный характер.
Высокий уровень подготовки специалистов по практико-ориентированным программам возможно только при эффективном функционировании системы «наука-производство-рынок». В данной системе важнейшая роль принадлежит прикладным наукам - источникам научно-технических инноваций, определяющих прогрессивные направления совершенствования продукции услуг, как в технико-экономическом, так и в социальном плане. Безусловно, потребности рынка и диктуемая им диверсификация производств в определяющей степени влияют на направления прикладных исследований. Тем не менее «прорывные» инновации, качественно изменяющие потребительские свойства объектов производства и услуг могут коренным образом повлиять на рыночную ситуацию. Таким образом, диалектика развития системы «наука - производство - рынок» диктует необходимость формирования «элитных» специалистов по индивидуальным программам в области синтеза новых инженерных решений («инжиниринг») на стыке различных наук, требующих глубокой теоретической и обязательной экспериментально-исследовательской подготовки [42].
Функциональная модель эффективного практико-ориентированного обучения студентов ВУЗа зависит от ряда внутренних и внешних факторов, к основным из которых можно отнести:
1. Требования действующего законодательства в области высшего образования;
2.Требования действующих федеральных государственных/собственных образовательных стандартов;
3. Особенности бизнес-процессов на микро-, мезо-, макроуровнях;
4. Особенности социально-экономического развития региона и страны в целом.
5. Требования к основным квалификационным характеристикам выпускников соответствующего направления;
6. Содержимое учебных планов ВУЗа, в т.ч., соотношение аудиторных и самостоятельных занятий, количество учебных и производственных практик, порядок взаимодействия с реальным сектором экономики; науки, производства
7. Качество учебных программ по отдельным дисциплинам;
8. Учебная инфраструктура. [44]
На сегодняшний день, внедрение международных стандартов качества, образовательных и профессиональных стандартов, системы зачетных единиц и других концептуально новых изменений в системе подготовки выпускников с высшим образованием, обусловило возникновение значительных трудностей в разработке образовательных программ практико-ориентированного профиля, отличающихся инновационностью, конкурентноспособностью и оригинальностью.
В условиях внедрения системы зачетных единиц при обучении студентов главными задачами являются:
- унификация объема знаний;
- создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
- усиление роли эффективности самостоятельной работы обучающихся.
Поставленные цели и задачи подготовки выпускников бакалавриата эффективнее всего решаются при соблюдении следующих ключевых условий: организации программ прикладного бакалавриата (наличие ресурсного центра практической подготовки), разработке практикоориентированных модулей образовательных программ, реализации технологии дуального обучения, построение индивидуального маршрута освоения образовательной программы, умелого использования элементов электронного обучения, инжиринга образовательной программы (рисунок 1).
Рисунок 2 - Условия успешной реализации практико-ориентированных программ бакалавриата
Дуальное обучение это - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (ресурсном центре) (60%-70% учебного времени). Основным принципом дуальной системы обучения является равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.
Идея дуального обучения приобретает сегодня свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда - это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.
Объектом дуальной системы обучения является триединство участников: образовательное учреждение, обучающийся, предприятие (организация, промышленный комбинат и т.п.). Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон. Для образовательного учреждения - возможность повысить конкуретноспособность не только выпускников, но и образовательных программ. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию. Таким образом, работодателям экономически целесообразно «инвестировать» в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации). Для обучающихся наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят подготовку и проверку своей позиции в производственных условиях в ситуациях «реальной жизни». Именно поэтому, происходит быстрая их адаптация к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства после освоения образовательной программы.
Преимуществами дуальных образовательных программ являются следующие:
- устранение основного недостатка традиционных форм и методов обучения разрыва между теорией и практикой;
- появление дополнительных возможностей повышения эффективности подготовки технических кадров;
- обеспечение диверсификации высшего образования, под которой понимается увеличение разнообразие предлагаемых образовательных и дополнительных профессиональных программ;
- способствование более разностороннему профессиональному развитию обучающихся;
- обеспечение взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимовлияния различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в формировании ключевых профессиональных компетенций будущих выпускников вуза;
- повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Одним из важных элементов дуальной системы является независимость оценки результатов обучения, получение сертификата за «конкретные» компетенции, умения и навыки. Оценивание сформированности компетенций в дуальной системе обучения это констатация наличия квалификации, приобретенного опыта практической деятельности. Данная оценка направлена на диагностику умений в решении профессиональных задач, требующих применения информации из разных предметных областей, актуализации умений и знаний в новой ситуации, выполнения универсальных способов деятельности. Таким образом, мы приходим к выводу, что платформой построения технологии дуального обучения является проектирование индивидуальной траектории обучения (индивидуального маршрута освоения образовательной программы) студента с учетом его способностей, личностной направленности и интересов.
Особое место в проектировании практико-ориентированной образовательной программы должно отводится построению ее с учетом требований инжиринга, который предполагает творческое применение научных принципов при проектировании или проработке объектов профессиональной деятельности.
Практико-ориентированный подход при разработке образовательных программ бакалавриата характеризуется:
- высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения;
- «вынужденной активностью», т.е. принудительной активизацией мышления и деятельности обучающегося;
- повышенной эмоциональной включенностью обучаемых и творческим характером занятий;
- обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем;
- коллективным форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения.
Таким образом, при разработке инновационных практико-ориентированных образовательных программ необходимо провести следующие мероприятия:
1. Синтезировать требования профессиональных и образовательных стандартов.
2. Четко структурировать описания результатов обучения, сформированных компетенций, соотнесенных с требованиями работодателя.
3. Разработать образовательные программы с одной стороны унифицированных под профессиональные «требования», с другой стороны, обеспечивающие индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.