Дети со сложными недостатками развития
К числу детей со сложными недостатками развития относятся такие дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Выше мы уже говорили об умственно отсталых детях, имеющих дополнительные дефекты, о том, что возможности их включения в социальную жизнь окружающих людей минимальны, что они способны лишь к незначительному продвижению.
Наиболее перспективными в группе детей с недостатками развития оказываются дети с поражениями анализаторов — слуха и зрения. При этом большое значение имеет степень нарушения органов чувств, возраст ребенка, в котором он полностью или частично потерял зрение и слух, а также последовательность, в которой эта потеря происходила. Важны и те социальные условия, в которых живет ребенок.
Дети с поражениями слуха и зрения (слепоглухие) весьма своеобразны в том отношении, что лишены речевого общения с окружающими и не пользуются зрительной ориентацией. Без специального педагогического воздействия их познавательные возможности не развиваются. Они могут прожить всю жизнь, не зная ни единого слова, не усвоив никаких навыков человеческого поведения и общения. Известный отечественный дефектолог профессор Иван Афанасьевич Соколянский, много лет проработавший со слепоглухими детьми, изучавший их и в значительной мере создавший теоретические основы их воспитания, обучения и социальной реабилитации, называл их «дети-растения».
Однако потенциальные возможности умственного развития у многих слепоглухих сохранны. Они лишь не реализуются без специального воспитания и обучения. Под длительным, систематическим воздействием квалифицированных педагогов-дефектологов слепоглухие дети постепенно приобретают представления об окружающих их предметах. У них формируются навыки человеческого поведения, прежде всего самообслуживания и бытового труда. Посредством жестов и дактилологии они овладевают словесной речью, усваивают общеобразовательные знания, начинают понимать взаимоотношения между людьми, различные жизненные ситуации. Они выучиваются читать и писать по системе Брайля. После окончания обучения многие из них работают, принося пользу себе и обществу. Отдельные, наиболее способные молодые люди значительно продвигаются в своем интеллектуальном развитии.
Большую известность имеет слепоглухая женщина из США-Елена Келлер, получившая высшее образование и ставшая доктором филологии в начале нашего века. В нашей стране ученица профессора И.А. Соколянского— О.И. Скороходова написала книги «Как я воспринимаю окружающий мир» и «Как я воспринимаю, понимаю и представляю окружающий мир». Эти книги были переведены на многие языки мира. Они с большим интересом читались и обычными людьми, и дефектологами. Они побудили ученых Болгарии и Японии создать труды, специально посвященные этой замечательной женщине.
Позднее, защитив диссертацию и став кандидатом психологи ческих наук, О.И. Скороходова работала научным сотрудником НИИ дефектологии в Москве.
Дело, начатое проф. И.А. Соколянским, продолжали его ученики — А.И. Мещеряков, В.Н. Чулков и др. В настоящее время б России существует специальное учебное учреждение для слепо-глухих детей. Оно находится в г. Сергиев Посад Московской области. Четверо из выпускников этой необычной школы успешно окончили психологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и работают по полученной специальности. Два из них имеют ученые степени кандидата психологических наук.
Их жизненный путь, их достижения в социализации и познании окружающего мира, высокие личностные качества — яркое подтверждение тому, что специально организованное обучение и воспитание при сохранности коры головного мозга и наличии способностей у ребенка имеет исключительно важное значение для его развития, даже при казалось бы совершенно неблагоприятных условиях.
Неслышащие или слабослышащие дети, которые являются вместе с тем невидящими или слабовидящими и к тому же отягощены другими недостатками развития — нарушениями речи, функций опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы и т.п., мало способны к прогрессу. Они являются глубокими инвалидами и, как правило, постоянно живут в интернатных учреждениях Министерства социальной защиты населения.