Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова

Развивающие игры и упражнения

Для будущих первоклассников

(из опыта работы)

Подготовила

Учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района

Развивающие игры и упражнения для будущих первоклассников

(из опыта работы)

Целью упражнений является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:

• обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
• развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
• укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

Период подготовки к школе является наиболее благоприятным для формирования у будущих первоклассников двигательных, языковых, мануальных, визуальных, слуховых, тактильных навыков. Специально подобранный комплекс развивающих упражнений, выполняемый под руководством учителя и родителей, позволяет добиваться необходимого для обучения уровня развития.

Запоминаем буквы и слова

Упражнения, которые выполняют малыши, направлены на формирование восприятия, внимания, памяти и воображения и проходят они главным образом в ходе развивающих игр.

Учитель заготавливает комплект букв на разноцветных карточках. Такой же комплект готовят с помощью родителей и дети.

Вот некоторые упражнения, которые они выполняют.

· Учитель показывает букву, а ребенок должен быстро ее узнать. Это простейшее упражнение помогает выработать быстроту восприятия.

Показываются одна или две буквы. Ребенок должен запомнить и эти буквы, и цвета карточек, на которых они нарисованы.

· Детям раздаются карточки с изображением недорисованных букв. Им предстоит завершить рисунок.

На столе лежат несколько перевернутых карточек с изображением букв. Ребенок, выбирая любую, должен назвать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы.

На выбранную букву нужно вспомнить и назвать за 1-2 минуты слова, где она есть.

· Читается предложение либо стихотворение, а ребенок должен посчитать, сколько раз он услышал ту или иную букву. По мере развития быстроты и объема восприятия скорость чтения увеличивается, и ребенку предлагается

сосчитать, сколько раз он услышал в предложении не одну, а две буквы.

· Ребенку за несколько секунд показываются 5-6 букв, записанных в одну строчку (например, КНАСОД), которые он должен запомнить, а потом назвать или написать их.

· В коробку кладут вырезанные из картона буквы. Ребенок, ощупывая их руками, должен узнать, что же это за буквы.

Из цветных карточек с изображением букв на столе выкладывается какой-либо узор. Он несколько секунд показывается детям, а затем им предлагается построить аналогичный рисунок.

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова

· Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём»

Учитель предлагает детям повторить ряд гласных, согласных звуков; слогов (с мячом)
а) а-а-а, о-о-о, у-у-у…
б) а-а-о, у-у-ы, и-у-у…
в) а-о-а, у-и-у, т-п-т…
г) а-и-о, у-ы-а, с-м-ч…
д) с-ш-с, ч-ц-ч, р-л-р…
е) ам-ам-ам, ор-ор-ор, ут-ут-ут…
ж) ас-ас-ос, ул-ул-ын, ик-ук-ук…
з) ац-оц-ац, уш-ум-уш, то-по-то…
и) ар-ир-ор, ум-им-ам, си-ми-чи…
к) со-шо-со, ча-ца-ча, ру-лу-ру…

· Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.)

1. Учитель: аист, Оля, Аня
Ребёнок: аист, Аня
2. Учитель: Петя, игра, сок
Ребёнок: Петя

· Задание «Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука или слога»

а) без обобщения
б) с обобщением (на определённую тему)

· Игра «Звуковая цепочка»

Учитель: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…

· Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Вариант 2. Учитель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «сы» или «ши», «со» или «шо». Ребёнок заканчивает слово.
Например: ша- шары
са- санки
шо- шорох
со- сорока

· Игра «Мяч поймай – слово составляй»

Учитель бросает каждому ребёнку мяч, называя звуки задуманного слова, а дети образуют слова
Например, М, А, К – МАК.

· Задание «Что изменилось?»

Учитель произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось.
Например: дом-дым, мышка-мишка, корка-горка, сон-слон, жаль-шаль, мех-смех, рад-ряд, угол-уголь, тук- так, тук-стук, ветер-вечер.

Вот далеко не полный перечень тех игровых упражнений, которые выполняют дети с буквами.

Учимся считать

С помощью развивающих игр идет и обучение математике. Вот некоторые примеры. Ребенок в полном объеме должен представлять каждое число. Учитель, родители совместно с детьми изготавливают карточки, на которых кружочками обозначены различные числа. Карточки учителя должны быть видны всем, карточки же детей изготовляются таких же размеров, как и алфавит.

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова - student2.ru

На одном из комплектов карточек кружочки должны быть разрисованы различными цветами. Рассмотрим это на примере числа пять.

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова - student2.ru

К - красный, С - синий, Ж - желтый; Как правило, в шестилетнем возрасте дети уже имеют представление о числах по крайней мере до 10. Вот некоторые примеры: На столе раскладываются карточки и цифры:

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова - student2.ru

В коробке или на столе находятся несколько карточек.

Ребенок, не глядя, дотрагиваясь до них руками, определяет числа. Это задание интересно выполнять на время.

Перед началом выполнения упражнения договариваются, что зеленые кружочки, например, будут указывать, сколько раз нужно хлопнуть в ладоши, желтые - подбросить мяч, красные указывают, сколько раз надо присесть и т.д.

Ребенку показывается карточка, где два зеленых кружка и один красный. Он должен два раза хлопнуть в ладоши и один раз присесть. Постепенно задания усложняются. Например, показывая число 10, состоящее из двух кружков зеленого цвета, шести - желтого и двух - красного, можно попросить выполнить задание в указанной последовательности или предварительно определить сумму кружков, а потом выполнить действия.

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова - student2.ru

Показав расположение, а потом, перемешав карточки, учитель просит детей восстановить порядок. Ребенок, знающий цифры, выполняет это довольно быстро. Если есть трудности, то задание повторяется несколько раз.

Поочередно показывается либо число, либо цифра.

Ребенка просят столько же раз выполнить какое-либо действие: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, присесть, сделать столько шагов, наклонов.

Просят назвать слова, состоящие из трех, четырех и т.д. букв.

Называется слово, детей просят сосчитать, сколько в нем букв.

Условия выполнения этого задания изменяются в зависимости от уровня развития ребенка.

• С интересом выполняют учащиеся и другие задания. Например, представьте все варианты, как можно нарисовать число 7.

Выполняемые упражнения позволяют в ходе игр усвоить закономерности сложения и вычитания.

Приведенные примеры далеко не полностью отражают все содержание обучения и методику будущих первоклассников, но кое-что полезное и нужное, надеюсь, подсказывают.

Логопедические упражнения часто необходимы каждому второму ребёнку, идущему в школу.

· Задание «Какой звук чаще всего слышишь?»

Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней.
*У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
*Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
*Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
*Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
*Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат.
*Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
*Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
*Во дворе горка, под горой норка.
*На дворе трава, на траве дрова.

· Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»

Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: быстро, чётко, громко, выразительно
*По семеро в сани уселись сами.
*Шишки на сосне, шашки на столе.
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
*На берёзе галка, на берегу галька.
*Дятел дуб долбил да не додолбил.
*Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
*Три сороки тараторки тараторили на горке.

Наши рекомендации