Предмет и функции педагогики
Педагогическое знание носит во многом междисциплинарный характер, ибо человек и его воспитание изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий.
Воспитание как предмет педагогики имеет два значения. Воспитание– это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой – всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация». Социализация понимается как процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей. Социализация изучается социологией, психологией и педагогикой. Воспитание в педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный образовательный процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Основными задачами педагогики являются:
· Теоретическое описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных знаний о процессе воспитания;
· Анализ, общение, интерпретация и оценка педагогического опыта;
· Разработка новых педагогических технологий;
· Внедрение результатов педагогических исследований в практику;
· Научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами;
· Научно обоснованное целеполагание и планирование развития системы воспитания и эффективного управления.
Основными педагогическими категориями (от греч. kategoria – «высказывание; признак») педагогической науки являются: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, образовательный процесс.
Функции педагогической науки:
1. Теоретическая функция – изучение передового и новаторского педагогического опыта; выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление обеспечивающих условий; экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования действительности.
2. Технологическая функция – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и др.); внедрение достижений науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции; рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.
3. Прогностическая функция – научное предвидение и определение перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида.
Законы педагогики
Как известно, закон – это наиболее общее понятие, отражающее существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Результатом образовательной деятельности обучающегося в каждый момент является в общем виде приобретаемый им новый жизненный опыт.
Первый закон педагогики: закон наследования культуры (или закон трансляции культуры),поскольку каждое новое поколение не только наследует культуру, но и развивает ее далее. Человек с рождения осваивает (отражает), во-первых, объективную реальность непосредственно, на уровне ощущений и восприятий: день – ночь, зима – лето, тепло – холодно и т. п. Но даже ощущения и восприятия – это человеческие ощущения и восприятия, опосредованные культурой: в рубашке холодно, а в куртке тепло. Одежда – это уже продукт культуры. Во-вторых, что более важно, в отличие от животных человек осваивает (отражает) человеческую культуру. Каждое последующее поколение наследует все достижения человеческой культуры, созданные всеми предшествующими поколениями.
Таким образом, закон наследования культуры: Человек в процессе образования осваивает культуру человечества.
Отсюда следует, что в самом общем виде цель образования человека заключается в освоении (трансляции) культуры. Все остальные проблемы будут заключаться в том – как этого достичь.
2. Второй закон педагогики – закон социализации. Отношения: «новый опыт – педагог (педагоги)». Причем в данном случае в роли педагогов выступают и родители, и семья, и учителя, и товарищи, коллектив, и средства массовой информации – все люди, от которых обучающийся получает новый опыт в той или иной форме, исходя из восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель». Закон социализации:только в общении с другими людьми человеческий индивид обретает свою человеческую сущность.
3.Третий закон педагогики – закон последовательности. Его еще можно назвать законом преемственности. Отношения: «новый опыт – предшествующий накопленный опыт». Жизненный опыт человек накапливает последовательно – от простейшего к простому, от простого к более сложному. Этот принцип достаточно очевиден. Ведь представим себе, к примеру, такую абсурдную ситуацию: новорожденному ребенку станем «читать» высшую математику?!
Любая «порция» образовательного материала, любое задание, предлагаемое обучающемуся или осваиваемое им самим, должны быть ориентированы как на достигнутый, так и на перспективный уровень знаний, умений, отношений, способностей и т. д., находящийся в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Условие очередной образовательной задачи (задача здесь понимается не в узком смысле – расчетная задача, задача на построение и т. п., а в широком смысле как цель, заданная в конкретной ситуации) должно быть понятным и доступным, базироваться на известном и освоенном ранее. То есть в «зоне ближайшего развития» располагается тот этап овладения жизненным опытом, который логически следует за освоенным, этап, к освоению которого обучающийся подготовлен предшествующей образовательной деятельностью.
Таким образом, закон последовательности: в зоне ближайшего развития обучающегося располагается тот новый жизненный опыт, который логически подготовлен его предшествующей образовательной деятельностью.
4. Четвертый закон педагогики – закон самоопределения. Отношения: «новый опыт – сам обучающийся». Если младенец слепо копирует действия взрослых, то позже у ребенка начинают проявляться задатки, развиваться те или иные способности, появляется избирательность действий, в том числе в учебной деятельности: «хочу – не хочу», «нравится – не нравится» и т. д.
Важнейшее значение для образования человека, для его образовательной деятельности имеет самоопределение обучающегося в ней. В этом и есть суть закона самоопределения. Закон самоопределения: в процессе образования значительную роль играет самоопределение обучающегося. Проблема самоопределения обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях.