Результаты 2 этапа логопедической работы
Посленачального этапа повышается активность, целенаправленность действий. В большинстве реакций на предъявляемые задания отмечается адекватность. Реже проявляются элементы «полевого» поведения. Поведение становится более ровным, деятельность — целенаправленной. Уменьшаются явления истощаемости. Расширяется площадь зрения, присутствует умение ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве, проводить анализ зрительного образа.
Расширяются рамки слухового восприятия, что дает возможность дифференцировать неречевые и речевые звуки. Улучшается подражание неречевым и речевым звукам.
Становится доступным выполнение действий по невербальной инструкции. В коммуникативных целях дети начинают использовать утвердительные и отрицательные жесты, могут с помощью жеста ответить на простые вопросы. Улучшается выполнение имитационных движений, появляются жестовые приветствие и прощание.
Уменьшаются трудности в манипулятивной деятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. Артикуляционные движения становятся более четкими. В орально-артикуляторном праксисе отмечается уменьшение выраженности поиска позы, особенно при ее имитации. Дети могут повторить отдельные звуки не только по визуальному образцу, но и по слуху (при экранировании губ).
Совершенствуется сенсорный и тактильный гнозис, развивается восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов. Дети могут дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы. Уменьшаются трудности пространственного моделирования образов, развивается конструктивный праксис.
Возрастает объем дыхания, нормализуется его ритм. Дыхание, фонация и артикуляция становятся более координированными, появляется целенаправленный ротовой выдох. Увеличивается сила голоса, доступным становится использование звуковых комплексов различной громкости.
Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число звукоподражаний и слов. Появляются символические действия. Становится возможным показ и называние предметов, игрушек, частей тела. Появляются некоторые обиходные глаголы или звукоподражания, их заменяющие. В связи с этим расширяются возможности общения, в диалогической речи появляются коммуникативно значимые слова (да, нет, хочу, могу, буду).
Несмотря на эти успехи в состоянии речевой функции остаются специфические расстройства. Ограничены возможности произнесения многих слов. Недостаточно развитыми остаются ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов. Отмечаются недостаточное разнообразие словаря, аграмматизмы. Просодический компонент речи остается несколько «приглушенным».
Экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката осуществляется не в полном объеме. Выраженные трудности остаются в конструировании простой фразы. Имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка. Нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами, организации семантической структуры высказывания.
Приведем пример Кристины С., 4 года 8 мес.: моторная алалия.
Девочка регулярно посещала логопедические занятия. Мама занималась с ребенком дома, выполняя все рекомендации. Вначале потребность в общении отсутствовала, общая и речевая активность была снижена, отмечались негативные реакции, повышенная раздражительность и истощаемость. После начального этапа поведение стало более ровным, истощаемость уменьшилась. Девочка стала проявлять интерес к игрушкам, играм в группе. Расширились рамки слухового восприятия, внимание стало более направленным. Запоминает последовательность музыкальных шумов и неречевых звучаний, узнает и различает гласные звуки [а], [о], [у], [и], выделяет слова из речевого потока, различает звукоподражания. Улучшились возможности использования невербальных компонентов коммуникации, активнее использует коммуникативно значимые жесты (да, нет, хочу, дай, на). Стала имитировать выразительные движения и поведение животных, воспроизводить позу изображенного на кар тинке объекта. Улучшилась ориентировка в окружающем пространстве, стала учитывать изменения в ситуации. Расширилось поле зрения, зрительное внимание стало более устойчивым, увеличился объем зрительной памяти. Улучшилась сенсорно-перцептивная деятельность. Появились ассоциативные связи на основе скоординированной работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов. Улучшились сенсомоторные
компоненты чувства ритма. Возросло понимание обращенной речи. Появились звукоподражательные слова, имитирующие неречевые комплексы звуков, рефлективные восклицания, голоса животных и птиц, слова, обозначающие наиболее употребляемые предметы и действия. Большие трудности остаются при конструировании простой фразы.