Политические аспекты образования.
Политика устанавливает рамки функционирования образования в данном обществе, закрепляет его и определяет направлений. От нее в принципе все зависит.
В большинстве стран мира, и прежде всего развитых, образование стало полем политической борьбы и бесконечных реформ. В этом смысле Россия не является исключением. Необходимость взаимодействия политики и образования вытекает из необходимости осмысления места и роли образования в политике российского государства. Процесс модернизации устоев РФ объективно вызвал противоречия между новыми социально-экономическими, политическими, иными условиями жизнедеятельности страны и сохраняющимися остатками прежней номенклатурно-бюрократической системы. Одна из причин недостаточно эффективного их разрешения — отсутствие квалифицированных кадров новой формации, особенно высшего управленческого звена, включая политическую элиту страны. Качественное образование в этом отношении и есть необходимое условие подлинной демократизации общества, совершенствования государственного механизма. Сохранение и поддержание динамичного развития образовательной сферы должно стать залогом устойчивого социально-экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста к росту, опирающемуся на развитие современных отраслей, на использование и производство новых технологий. В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным политическим фактором, обеспечивающим развитие экономики, рост благосостояния граждан, укрепление государственности и национальной безопасности России. Это, в свою очередь, требует пересмотра роли и функций государства в организации образования. Назначение государства в сфере образования значительно выше этого уровня, следовательно, и круг его функций должен быть значительно шире. Раньше партия исполняла основные функции управления, то можно сказать, что партия по отношению к системе образования являлась субъектом управления, а сама система образования — объектом. Управленческие воздействия, направленные на систему образования, не подлежали обсуждению, так как целеполагание осуществлялось согласно господствовавшей тогда идеологии, и это совместно с простотой схемы управления системой образования делало ее понятной, прозрачной для каждого.
15. Социальные аспекты образования. Образование и соц. неравенство.
Экономический рост в развитых капиталистических странах привел к постановке в середине прошлого века политической задачи создания государства «всеобщего благоденствия», составной частью которого должна явиться массовая система образования, основанная на принципах справедливости. Это, несомненно, было связано с потребностями индустриальной экономики в образованных кадрах. Главнейшим из этих принципов справедливости, наиболее повлиявшим на развитие социологии образования, был принцип равенства. На политическом уровне провозглашалась задача обеспечения равного доступа к образованию для всех. В конце 60-х годов прошлого века проблемы прав человека и социального равенства оказались в центре общественной дискуссии. В социологии образования возник ряд научных школ или подходов, которые стали ответом на общественную потребность.Технократическому подходу свойственно представление об образовании как подготовке специалистов для экономической сферы. Равенство не предполагает равного предоставления ресурсов, но только равный доступ к конкуренции за ресурсы. Центральная проблема при таком подходе — справедливая и рациональная классификация людей, претендующих на образование, по их способностям и уровню достижений. Это равенство возможностей, а не равенство результатов. При этом речь идет не о возможностях «вообще», а о возможностях, подкрепленных индивидуальными ресурсами человека и закрепленными определенными документами.Подход, который можно назвать «подходом гражданских прав», рассматривает образование как право человека. Он предполагает, что каждый человек должен иметь равные права на свою долю ресурсов, а также иметь право на достижение образовательной квалификации не хуже, чем у других. Для постмодернистских подходов (радикальный феминизм, движение за индивидуальный подход к учащимся, альтернативная педагогика и др.) свойственно представление об учащемся как уникальной индивидуальности со своими образовательными, интеллектуальными, эмоциональными и экономическими потребностями. Вопрос о равенстве может ставиться и решаться, в первую очередь, на микросоциальном ур-не и ни в коем случае не ограничивается «правильной» политикой государства. Равенство оказывается возможным только в гибких образовательных системах, структуры которых могут быть приспособлены к индивидуальным особенностям учащихся. Если какая-то учебная программа не срабатывает для кого-то, ему должна быть доступна альтернатива. Подходу, который можно назвать компенсаторным, свойственно рассматривать образование как механизм восстановления социальной справедливости. Равенство в образовании можно и нужно нарушать тогда, когда требуется восстановить справедливость в отношении дискриминируемых социальных групп. Таким образом, равенство рассматривается в более широком социальном контексте, не ограниченном образовательной системой.