Нейробронхиальная теория развития голоса в сжатом виде
Заключительным аккордом теоретической части является предельное сжатие предыдущего материала выразимого в следующем виде.
Главная ошибка предыдущих подходов к проблеме природы голоса заключается в не знании или непонимании принципов работы гладкой мускулатуры бронхов, работающей с усилиями в миллиграммы и тонко регулирующей процессы фонации. Работа гладкой мускулатуры бронхов обеспечивается малым дыханием, являвшимся главным секретом бельканто.
Контроль малого дыхание обеспечивается поджатием живота во внутрь, что облегчается певческим поясом, который носили все выдающиеся певцы.
Эти физиологические процессы происходят в автоматическом режиме. Управляющим фактором является наша психика (смысл, интонация).
Формула нейробронхиальной теории развития голоса
Голос человека порождается воздухом находящимся в бронхиальной системе, который приводится в колебательное состояние мембранозной частью трахеи, при помощи гладкой мускулатуры бронхов. Этот процесс является результатом совместной работы центральной и вегетативной нервной системы.
Сопутствующими факторами обеспечивающие высокое качество голоса являются: 1.поджатие живота, обеспечивающее вертикальное положение диафрагмы, 2.расслабление гортани, обеспечивающее ее низкое положение, 3.малое дыхание (вдох и выдох совместно через нос и рот, пропорции участия носа и рта зависят от индивидуальных особенностей анатомического строения этих органов и темпа фонации).
Говоря простыми словами.
Каждому из нас от рождения до смерти дан даровой духовой инструмент феноменальных возможностей. Он приводится в действие тонким внутренним механизмом, расположенным в дыхательной системе. Чтобы он работал, надо не мешать ему исполнять свою роль. Для этого надо поджать живот, расслабить гортань и легонько вдохнуть широкими ноздрями. Думайте только об исполняемом образе. Тогда все процессы, связанные с дыханием (вдох, задержка, сброс дыхания, вдох) пойдут в автоматическом режиме. При этих условиях возможности развития голоса безграничны.
1.Живот подожми, “рот второй” открой, ноосом легкко вдохни, звук наполни смыслом.
Животом не дыши, пой для души.
О реакции профессионалов
С момента выхода первой публикации посвященной нейробронхиальному способу голосообразования прошло 12 лет. Вскоре наступил период активного интереса прессы, радио и телевидения к нашим новациям.
Возникает резонный вопрос, как отреагировали специалисты в области голоса на нашу точку зрения.
В 2003 году каким-то образом, мне удалось попасть на сайт Муслима Магомаева. Там ему был задан вопрос о том, как он относится к взглядам В.Багрунова на то, что голос возникает в трахее и бронхах, а не связках. Ответ был несколько обтекаемым (было употреблено слово вероятно), но явно в мою пользу.
Второе упоминание моей фамилии (ссылка на мою статью «Альфа» и «Омега» феномена Шаляпина в газете Марииинский театр №5-6 1996) есть в книге «Вокальная техника и ее парадоксы» СПб 2001 Владимира Ивановича Юшманова. Авторазнаю с середины 70-х годов, когда он, будучи врачом, учился в консерватории и пел в консерваторском театре. Раза три в течение нескольких лет мне доводилось видеть его в роли Гетевского Мефистофеля. Затем он стал преподавателем консерватории. Познакомились мы в декабре 2000 года после моего доклада на конференции, посвященнойреабилитации людей с особыми потребностями. В 2005 году В. И. Юшманов защитил докторскую диссертацию.
В настоящее время, очевидно, что это единственный вокальный педагог, совместивший в себе глубокие знания анатомии и физиологии человека с пением на оперной сцене.
Третий источник находится в Интернете. Поиск по фамилии автора Яков Рубенчик. Автор статьи был хорошо знаком с оперным певцом Павлом Афанасьевичем Клюшином (1888-1975).О взглядах этого певца на процесс звукоизвлечения и пойдет речь.
Привожу фрагмент из его статьи ТАЙНЫ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: КАРУЗО И ШАЛЯПИН, который непосредственно относится к рассматриваемой теме.
… «Интересны высказывания Клюшина, относящиеся к искусству пения при парадоксальном дыхании:
-Главная певческая “работа” должна осуществляться гладкой мускулатурой бронхов при неподвижной диафрагме.
-Для красивого грудного звукоизвлечения первостепенное значение отводится большой трубе (трахее), а не голосовым связкам.
(В связи с этими двумя высказываниями, Клюшин довольно часто упоминал имя профессора Московского университета Ильи Грузинова (1781-1813), автора работы “О новооткрытом месте происхождения голоса в человеке и других животных”(1812). Как рассказывал Клюшин, Грузинов экспериментировал на трупах русских солдат, погибших в сражении при Бородине, перерезая у них голосовые связки. От последующего надувания легких воздухом и силового его выпускания получалось звукоизвлечение, по которому оставшиеся в живых узнавали своих погибших товарищей.
Пытаясь найти в интернете сведения о профессоре Грузинове и его работах, я натолкнулся на сообщение, что при Ленинградском университете была организована Международная психоакустическая шаляпинская школа “Багратид”, к деятельности которой имеет отношение следующее:
“ Эксклюзивная авторская методика восстановления природного голоса основана на раскрытии тайны феномена Шаляпина и выдвинутой в 1994 году и многократно подтвержденной гипотезе, согласно которой звук человеческого голоса порождается бронхиальной системой человека, а не связками, как это считается до сих пор”.
Здесь следует напомнить, что Павел Клюшин подобные идеи высказал 50 лет назад)»…
Это отрывок большой статьи, где разбираются многие вокальные вопросы с упором на творчество Шаляпина и Карузо.
Итак, за 12 лет с момента рождения новой теории голосообразования имеется три косвенных подтверждения ее от профессионалов оперного пения.
Итоги теоретической части
Глубочайшая и принципиальная ошибка теоретиков проблемы голоса и практиков заключается в том, что ими неправильно понимается сам процесс голосообразования. Они не понимают механизма автоматической тончайшей работы гладкой мускулатуры бронхов, которая реализует механизм голосообразования и не требует физических усилий, за исключением поджатия живота. Это непонимание имеет много причин, в том числе и из-за механистического понимания природы голоса (периферическая - физиологическая логика). Это выражается в неверном понимании сути причинно-следственных связей центральных и периферических механизмов функционирования голоса. Из-за того, что над практикой развития голоса довлеет периферическая - физиологическая логика, то такой подход не дает ожидаемых высоких результатов. Мало того, часто это приводит к быстрой истощаемости организма и потери голоса.
На простом языке это означает, что преподаватели убеждены в том, что для того, чтобы научиться петь, надо в начале овладеть техникой глубокого дыхания, вокала, а затем уже петь. Поэтому ученики, попавшие к преподавателю пения (то же самое относится и к преподавателям техники речи, но в меньшем объеме) учатся не петь, а извлекать звуки. Поскольку этот процесс безграничный, напоминающий хождение по замкнутому кругу (в философии это получило название «дурной бесконечности»), то постепенно у ученика от этих упражнений в мозгу вырабатывается интервальная шкала голосообразования (нотное пение), которая делает ученика не певцом, а вокалистом.
Возможно, такого трагического положения в обучении пению не было бы, если бы в сознании практически всех вокальных педагогов не утвердилось порочная идея глубокого диафрагмального дыхания. Именно глубокое дыхание подавляет деятельность гладкой мускулатуры. Мало того оно вызывает огромное напряжение всего организма, включая психику, и заставляет певца думать только о звуке, вследствие чего не может быть и речи о художественной форме выражения исполняемого произведения. Поэтому, пока идея глубокого дыхания не будет изжита, ни о каких результатах в пении и речи быть не может. Когда же работает гладкая мускулатура, то исполнитель может полностью переключить свое внимание на решении высших творческих задач, не думая о голосе.
Идея глубоко дыхания была принята на веру, и злую роль в этом сыграл здесь авторитет науки. Первотолчок дал академик Гарсиа, не имевший даже начального образования. К книгам по голосу надо подходить чрезвычайно осторожно. Прежде всего, надо знать был ли певческий опыт у автора, или он говорит с чужих слов. Не имея большой собственной базы ощущений нельзя чему-либо научить.
В лаконичной форме эту мысль сформулировал гениальный В.Гете в Фаусте
“Увы, чего не смог постигнуть ты душой,
не объяснить винтом и рычагами”
То, что мною предлагается в практической части книги является расшифровкой метода Шаляпин на всех этапах развития голоса.
Известно, что Шаляпин не сумел создать своей школы. Тому есть немало причин. Главная - это отсутствие свободного времени (на годы вперед были расписаны его спектакли и концерты, как в самой России, так и за рубежом.). Незадолго до революции Шаляпин пытался реализовать свою мечту о создании своей школы, но этим планам по понятным причинам не суждено было сбыться. К итальянской вокальной школе имел полнейшее отвращение и не помышлял что-либо в ней изменить.
Вот что пишет Шаляпин своей любимой дочери Ирине из Неаполя в1934 году: “...Здесь в первый (увы!) раз ставят “Князя Игоря” достаточно грандиозно (театр 5. Саг1о), но, конечно, как везде в Италии, халтурно - я, как мог, в короткий срок научил всех действовать (актеры так себе). “Итальянское бельканто” мешает им быть хотя бы даже посредственными актерами, все горланят в “маску” и поют, конечно, одинаковым голосом — ненавижу и люблю, - работают, откинув ногу назад и разводя по очереди то одной, то другой руками в воздухе. Отвратительно. Устал я от этого глубокого идиотизма”.
Повторимся, что Шаляпин оказался одним из счастливых исключений, ибо: «Ни в какой школе он не был, ни в каких классах не сидел, не учился никаким предрассудкам. Каким-то чудом он уберёгся от педагогической дрессировки, худых задач и примеров, особенно же уберёгся он от Музыкальной Италии, пожравшей и обезобразившей столько поколений» - В.Стасов.
Именно это до сих пор не понимается и не принимается во внимание. Вот поэтому Шаляпина воспринимают, как просто самородка, исключение из правил, гения, следование которому бессмысленно и бесполезно.
На самом же деле, Шаляпин являлся творцом нового подхода к пению, создателем стройной системы, которая входила в непримиримое противоречие с существовавшими методами, которые и до сих пор существуют повсюду.
В заключениееще раз обращаю внимание на то, что все технологические приемы во время речи или пения осуществляются в автоматическом режиме, при минимальном физическом напряжении и все наше внимание направлено только на выразительность исполнения (интонацию).
Резюме
Предложена новая теория развития голоса и на ее основе простые технологические приемы (три секрета настройки голоса) основанные на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина. За 12 лет своего существования теория подтверждена огромной практикой и объясняет многие ранее непонятные факты. В частности, дано объяснение . Созданная на основе новой теории методика позволяет каждому человеку двигаться в направлении развития безграничных возможностей своего голоса.
В двух словах.
В нас находится механизм отработанной природой за многие миллионы лет. Это гладкая мускулатура бронхов. Как она работает, ощутить мы не можем. Но мы знаем, что она создает феноменальный голос без нашего вмешательства.
Для этого надо только поджать живот, расслабить гортань и мышцы лица, сделать легкий вдох, наполнить смыслом звук.
Это квинтэссенция всей проделанной работы.
Вы можете спросить, почему об одном и том же в книге говорится десятки раз.
У нас есть прекрасная поговорка: “семь раз отмерь,один - отрежь”. Вот Л.Д. Работнов 75 лет назад написал книгу о голосе. Там все было правильно. Но никто его не понял, да и сейчас не понимают. Доходчиво подать материал - это искусство, которому надо учиться.
Для меня важно, чтобы вы подошли к практике полностью понимая, что вы делаете и какой результат вы получите от каждого упражнения.
Новые навыки устанавливаются только тогда, когда ученик понимает четко цель каждого упражнения.
Методику, которую вам предстоит освоить, можно сравнить со строительством дома. Вначале работа кажется монотонной (это строительство фундамента). Фундаментом в методике является создание примарного тона. Это и будет ваш природный голос. Это центральный, наиболее удобный тон. При переходе от речи к пению вам надо знать, что петь довольно долгое время надо без инструмента. В лучшем случае под гитару, но ни в коем случае под фортепиано. Этот инструмент годится для голосов, которым никакие помехи не страшны. Это мнение великого композитора и прекрасного певца -Д.Россини. Это же советовал и М.Глинка, также прекрасный певец. Советую и для речевого и певческого голоса на распев читать стихи А.С.Пушкина, а еще лучше Евгения Онегина. Там единый ритм и есть основания считать, что разучивание его наизусть оказывает могущественное влияние на все функции организма.
Стр.247
Часть II
Практика
“Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…”
А.С.Пушкин
Напутствие
(нельзя научить, можно научиться)_
Как я и обещал в первой части книги, что сразу после ее прочтения можно переходить к практике. Теоретический материал о голосе можно и не знать. Вы же не знаете, как работает сердце, желудок, почки и другие внутренние органы вашего организма, но, однако вам это не мешает. Так и с голосом. Это такой же орган, как и все другие и чтобы пользоваться им, знать его устройство и физиологические механизмы закономерностей его работы, не обязательно.
Запомним важнейшее правило. Прежде, чем что-то делать, надо понять для чего, с какой целью вы будете делать то-то или это. Если вы не будете понимать смысла того, что вам предстоит делать, то пользы от такой работы нет. Это основной принцип для всех наших упражнений.
Сейчас мы приступим к практике. Прямо сейчас сделайте контрольную запись голоса. Возьмите любой литературный текст на 15-25 слов и запишите его на магнитофон, компьютер или другое записывающее устройство. Кроме этого текста желательно записать певческую фразу или одно длинное благозвучное слово. У меня на тренинге контрольным текстом являются первые четыре строчки Пушкинской «СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» и слово «аллилуйя» поющееся произвольным способом. Это будет ваша точка отсчета. Как часто вы будете соизмерять свои успехи с помощью сравнения этой записи на промежуточных этапах – дело ваше. Главное, чтобы вы сделали запись до и после прохождения курса.
Теперь о том, сколько времени требуется на освоение навыка урока и сколько раз в день надо заниматься голосам? Каждый урок построен таким образом, чтобы весь его объем укладывался в 30-45 минут. Затем, если вы будете регулярно работать 1-2 раза в день по 15 минут, то за неделю навык урока закрепится, и можно будет переходить к следующему уроку. Освоение речевого курса займет 10-15 недель. Перевод речи в пение займет 30-40 недель. Если вы будете последовательны, то через год сможете петь и доставлять удовольствие и себе, и слушателям. В каждом упражнении, в каждый звук надо вкладывать смысл. Н.А.Бернштейн доказал, что мозг может работать на максимуме не более 15 минут. Поэтому через 15 минут работы делайте перерыв. (Если заниматься, как некоторые музыканты или певцы часами, тренируя так называемую технику, то ничего хорошего из этого не получится. Происходит механическое усвоение материала, что лишь усиливает механическую модель звуковоспроизведения.)
На каждое упражнение надо настраиваться, как будто вы выходите на сцену. Еще раз повторяю: заниматься надо не голосом, а переустановкой модели голоса в психике. Была механическая модель ( усилия мышц осуществляющих вдох и выдох, напряжение гортани, больше силы - больше звука), должна быть психоакустическая модель (мышечные усилия только те, которые связаны с поджатием во внутрь живота, а остальное - усилия психики).
Для того чтобы вырабатывался новый навык упражнение необходимо повторить не менее 8 раз. Фундаментальные навыки - открытие «второго рта», выработку примарного тона, интонационные упражнения, междометия желательно практиковать, как только представиться возможность. Например, во время ходьбы (напоминаю, что на улице в ночное и темное время года это будет для вас своеобразной охранной грамотой); при стоянии в очередях, в транспорте, на собраниях и тому подобных случаях, можно эти упражнения делать мысленно, а также тренировать открытие «второго рта».
Чтобы ощутить изменения в голосе вам необходимо проработать хотя бы три урока. Во время занятий руководствуйтесь принципом «Fesina lente (лат) - Спеши медленно».
Перед тем, как перейти к практике введем основные понятия необходимые для работы.