Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению.

Практическое занятие

Тема «Проектирование сценария тренингового занятия»

Цель: закрепить знание методики построения тренингового занятия, технологии его проектирования; формировать умение применять эти знания при проектировании тренингового занятия.

Вопросы для обсуждения.

1. Охарактеризуйте особенности этапов тренингового занятия.

2. Охарактеризуйте этапы проектирования сценария тренинга.

3. Каковы требования к содержанию конспекта тренингового занятия.

4. Каковы требования к оформлению конспекта занятия?

5. Каковы критерии оценки конспекта занятия?

Литература:

Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга /И.В. Вачков. - М.: Издательство «Ось-89», 2003.– 245с.

Березников, А. Обратная связь в групповой работе с подростками / А.Березников. // Журнал практического психолога. - !999, №3.

Ли, Д. Практика группового тренинга. /Девид Ли. - СПб.: Питер, 2002.– 224с.

Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга/О.В.Евтихов. – СПб.: Издательство «Печь», 2005. – 256 с.

Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга /Т.В.Зайцева.- СПб.: Речь, 2002.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг /Г.И.Марасанов. – М.: «Когити-Центр», 2001. – 251 с.

Никандоров, В.В. Антитрениг /Н.Н.Никандров. – СПб.: Речь, 2003.

Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения. /А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга /В.Г.Пузиков. – СПб: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.

Рейс, Ф. 500 лучших советов тренер /Фил Рейс, Бренда Смит. у. – СПб.: Питер, 2002.

Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 204 с.

Щетинина, В.В. Тренинг педагогического общения: /В.В.Щетинина.–Тольятти:ТГУ,2007– 64с.

Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. /Ю.Н.Емельянов, Е.С.Кузьмин. – Л., 1983.

Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста. /А.С.Прутченков. – М., 1993.

Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. /В.Г.Ромек– СПб.: Речь, 2003.

Разработка конспекта тренингового занятия по развитию коммуникативных навыков (ИДЗ 3)

Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию

Задание 1. Изучить требования к конспекту тренингового занятия, методические рекомендации по его разработке и разработать конспект сценария.

Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению.

1. Выберите тему с учетом содержания данного курса и сформулируйте тему тренинга.

2. Определите характеристику тренинговой группы.

3. Определите длительность тренинга и его частей место проведения.

4. Сформулируйте цель тренинга, представив в формулировке те изменения, которые должны произойти в сознании и поведении у частников тренинга. При формулировке цели (задач) соблюдайте требования: соответствие теме, конкретность, лаконичность формулировки, диагностичность постановки.

5. Подберите метод(ы), которые обеспечат решение основной цели. Определите задание (задания), которые будут включены в основную часть (проективное рисования, дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, анализ конкретных ситуаций и др.).

С учетом затрат времени на проведение запланированных заданий, определите задания для вводной и заключительной частей. При определении их содержания и количества, помните, что необходимо обеспечить структурные компоненты введения и заключения (приветствие/прощание, групповая динамика, самодиагностика, выявление ожиданий и осмысление итогов и др.).

6. Разработайте технологию проведения каждого задания с участниками. Определите, какие будете использовать материалы и оборудование, кто какую роль будет выполнять, какова будет последовательность действий участников при выполнении заданий, их пространственное расположение, временные параметры деятельности. Представьте данные позиции в инструкции.

7. Определите методические и организационные указания по руководству деятельностью участников при выполнении ими заданий.

8. Продумайте вопросы для анализа и рефлексии в каждом задании и всего занятия в целом.

9. Оформите конспект, соблюдая структуру оформления заданий и всего конспекта в целом.

Структура описания заданий: цель; длительность; материалы и оборудование; ход выполнения задания; инструкция (текст от первого лица); методические (организационные) указания; вопросы для рефлексии (анализа).

Структура конспекта

1) название (тема);

2) характеристика группы – учителя (воспитатели) одного коллектива (12 человек)

3) длительность – 90 минут

4) место проведения;

5) цель;

6) перечень заданий;

7) Характеристика содержание работы на занятии:

- Водная часть. Примерная структура: вступительное слово, характеристика цели и особенностей работы на данном занятии, вопрос на ожидания участников от тренинга, упражнение-приветствие участников, упражнение на включение в работу и групповую динамику, на самодиагностику (возможно).

- Основная часть – (2-4 задания).

- Заключительная часть. Примерная структура: упражнение на выход из тренинга, самодиагностика (возможно), итоговая рефлексия участников, заключительное слово тренера

10. Осуществите анализ и оценку разработанного вами конспекта и заполните «Карту анализа конспекта тренингового занятия»

В представленном варианте «Карты анализа конспекта тренингового занятия» в последней графе проставлено максимальное количество баллов по каждому показателю и по каждому критерию («итого»). Просчитайте общий результат. Впишите его в графу «общая оценка».

Сделайте вывод. В соответствии с результатами самоанализа сами себе пропишите рекомендации. Заполните раздел «Выводы и рекомендации».

Карта анализа конспекта тренингового занятия

Сведения о разработчике: _________________________________

(Ф.И.О)

Тема занятия:_________________

Анализ проводил: _________________________________

(Ф.И.О

Критерии и показатели оценки К-во баллов
1. Представленность и полнота всех структурных компонентов конспекта занятия
1.1 Характеристика тренинга: и название, характеристика группы, длительность, место проведения, цель, перечень заданий.  
1.2 Характеристика структурных частей (содержание работы) во вводной части.  
1.3 Характеристика структурных частей (содержание работы) в основной части.  
1.4 Характеристика структурных частей (содержание работы) в заключительной части.  
1.5 Характеристика структурных частей заданий.  
Всего:  
2. Степень и качество разработки содержания занятия
2.1 Определение названия тренинга: отражение содержания тренинга, краткость.  
2.2 Постановка целей и задач: конкретность, диагностичность, грамотность формулировок, полнота задач и их соответствие цели.  
2.3 Оптимальность выбора методов: обеспечение групповой динамики, соответствие задачам тренинга.  
2.4 Комплектование заданий, упражнений (в разных участях занятия): оптимальность количества, соответствие содержания цели и задачам занятия.  
2.5 Четкость, достаточность, лаконичность инструкции к заданиям.  
2.6 Оптимальность количества и содержания в определении вопросов для анализа и рефлексии (в заданиях и при подведении итогов).  
Всего:  
3. Степень и качество характеристики условий  
3.1. Организация пространства: оптимальность предложенных условий и полнота их характеристики.  
3.2. Материал и оборудование: целесообразность, полнота характеристики, оптимальность предложенного способа предъявления.  
Всего:  
4. Соблюдение требований к оформлению.  
4.1. Соблюдение требований к оформлению заданий.  
4.2. Соблюдение общих требований к оформлению конспекта.  
Общая оценка  

Примечание: оцените каждый пункт и впишите в графе к-во баллов. Вам следует вписать свою оценку: 2 балла – показатель представлен полностью, 1 балла – показатель представлен частично, 0 баллов – показатель представлен крайне слабо.

Выводы и рекомендации.

Критерии оценки

5 баллов – конспект сдан в срок; разработан самим студентом, проявлено творчество; все структурные части занятия представлены в четкой взаимосвязи и описаны грамотно;выбраны оптимальные методы, а представленные задания им соответствуют и позволяют эффективно решить в полном объеме поставленные задачи; описание заданий полностью соответствует требованиям к содержанию и структуре; оформление правильное.

3-4 балла – конспект сдан в срок, разработан самим студентом; представлены основные структурные части занятия; цель и задачи сформулированы обобщенно, но соответствуют друг другу, представленные задания позволяют решить в поставленные задачи. описание и оформление соответствует требованиям.

1-3 балла – представлены основные структурные части занятия; задания в целом соответствуют цели (задачам); описание кратко, формально раскрывает методику занятия; имеются неточности в оформлении.

0 баллов – задание сдано не в срок, структура, описание и оформление не соответствуют требованиям

Наши рекомендации