Путешествие с гномиком Альмиком
(Занятие проводит педагог-психолог)
Занятие предназначено для групповой работы (4-8 человек) с детьми в возрасте 4-7 лет.
Оборудование: мягкие модульные наборы (например, «Радуга», «Забава», «Гномик» и др.), сухой бассейн, коврик «Топ-топ», вестибулярный тренажер «Перекати поле» (оборудование производства ООО «ПКФ "АЛЬМА"»), игрушечный гномик, повязка для глаз, мячи, магнитофон с записями энергичной музыки.
Ход занятия
Дети рассаживаются на поставленные по кругу пуфики (модули «таблетки»). Педагог-психолог просит детей определить свое эмоциональное состояние с помощью цвета: «На какой цвет похоже ваше настроение сегодня?». Дети отвечают.
Взрослый говорит детям, что на занятии присутствует гость. Это маленький гномик Альмик. Его настроение похоже на коричневый цвет. Какое это настроение? Дети отвечают.
Взрослый рассказывает историю гномика: «Гномик Альмик жил в далеком-далеком лесу, на очень красивой и уютной полянке. И была у него мечта: очень хотелось ему мир посмотреть, познакомиться с людьми, животными, найти друзей. Но он очень боялся покидать свою полянку, ведь вокруг был темный заколдованный лес и всякие опасности, о которых он даже думать боялся. (Детям предлагается изобразить эмоцию страха.) Покажите, как боялся гномик.
В один прекрасный, солнечный день на полянку прилетела птичка. Гномик подружился с ней и рассказал ей о своей мечте, птичка с радостью решила ему помочь: "Ты сядешь мне на спину, и я пронесу тебя над всеми опасностями. Ты их даже не заметишь". Так оно и получилось. Гномик много повидал всего разного и интересного. Но со временем он заскучал и все чаще стал вспоминать о своей милой и уютной полянке. И уж было собрал-ся отправиться домой, но не решился. Страшно ему одному преодолевать опасный путь. Вот поэтому грустит и печалится гномик. Ребята, как мы можем помочь гномику?»
Дети вместе с педагогом-психологом решают проводить гномика домой. Они встают друг за другом и под музыку бодро шагают по кругу.
Но вот путь им преградило болото, перебраться через него можно только по кочкам (Можно использовать либо коврик «Топ-топ», либо модули из набора «Гномик» и других наборов, расставленные в шахматном порядке на расстоянии шага ребенка.) Дети по модулям по очереди перебираются через болото.
Психолог может подстраховать детей или подать руку самым нерешительным.
Первое препятствие позади, нужно отправляться дальше. Снова звучит музыка, дети идут по кругу. А на пути новое препятствие: узкий туннель. (Используется вестибулярный тренажер «Перекати поле» или выстраивается туннель из модулей.)
Гнс тк тревожится: в туннеле тесно и темно, дети подбадривают его, по очереди проползают по туннелю. И это препятствие позади.
Но что там впереди? Это спина дракона, который преградил путникам дорогу. (В длину выкладываются 2-3 мягких бруса, сверху на них укладываются модули-треугольники, из них же конструируется хвост, модуль-арка — голова с открытой пастью. Могут быть и другие варианты.)
Что же делать? Дети высказывают свои предложения:
• Тихонько пробраться по спине дракона, пока он спит (вдоль, перебираясь через «острые шипы»).
• Сразиться с драконом (разрушить сооружение руками, ногами либо с помощью мячей).
Дети благополучно преодолевают и это препятствие. Взрослый предлагает им искупаться в озере (в сухом бассейне). Гномик боится и говорит, что в озере живет кто-то страшный. Дети выдвигают предположения о том, кто это может быть.
Педагог-психолог поясняет: «В этом озере живет старый сом, и он не любит когда ночью шумят, а днем можно играть и резвиться».
Проводятся игры «День» и «Ночь».
«День»: дети активно передвигаются в бассейне, шумят, кричат. Необходимо стимулировать выплеск эмоций.
«Ночь»: дети замерли, стараясь не издавать ни единого звука (они расслабляются, отдыхают).
Дети искупались в озере, отдохнули, набрались сил и снова отправляются в путь. А на пути — заколдованный лес. Мягкие модули (брусья, цилиндры) расставлены в произвольном порядке. (Для игры может быть использован модуль «Частокол».) Это деревья. Кто войдет в заколдованный лес тоже станет деревом. Лес заколдовал всех, кроме одного ребенка (психолог выбирает ведущего). Ведущий с завязанными глазами (так как в лесу темно) идет спасать ребят. Дети замерли между модулями. Ведущий по очереди отыскивает детей и «расколдовывает» их (то есть на ощупь угадывает, кого из детей нашел). Когда все расколдованы, по желанию детей можно повторить игру, выбрав другого ведущего.
Итак, все опасности позади, дети пришли на полянку, где живет гномик. Звучит веселая музыка. Все рады возвращению гномика Альмика: летают стрекозы (дети имитируют полет стрекоз, вытянув руки в стороны), прыгают кузнечики (из полного приседа дети выпрыгивают вперед), порхают бабочки (скрестив кисти рук, делают плавные взмахи только кистями рук).
Есть унас цветные шарики
(Занятие проводит инструктор по физическому воспитанию)
Задачи: развивать ловкость и точность движений.
Оборудование: разноцветные шарики из сухого бассейна, корзины и 4 разноцветных пластмассовых ведерка.
Ход занятия
Педагог говорит детям о том, что упражнения с цветными шариками помогут им стать ловкими, сильными, быстрыми. Он показывает им шарики и просит повторить названия цветов: синий, красный, желтый, зеленый.
Игра «Капли». Педагог предупреждает детей, что во время игры на колени вставать нельзя. Он рассыпает по полу цветные шары из сухого бассейна. Дети собирают их в ведерки: синие — в синие ведерки, красные — в красные и т. д.
Игра «Кошкин дом» (проводится в виде эстафеты). Дети делятся на две команды. Первые игроки команд набирают из сухого бассейна в ведерки шарики синего цвета (цвета воды) и бегут в противоположный конец комнаты, где стоят корзины с нарисованными на них домиками. Это кошкины домики. Игроки высыпают шарики из ведерок в корзины (тушат пожар) и передают их следующим игрокам. Побеждает та команда, которая за определенное время перенесет большее количество синих шариков из сухого бассейна в свою корзину.
В заключение занятия дети собирают все шарики и кладут их в сухой бассейн. Педагог предлагает детям «поплавать» в бассейне. Дети по несколько человек заходят в бассейн, «купаются», отдыхают.
Подводится итог занятия, называются самые активные, отмечаются старательные, подбадриваются те, у кого что-то не получалось.
Дружные медвежата
(Занятие проводит инструктор по физическому воспитанию)
Целизанятия:
оздоровительные — укреплять мышцы рук и ног, развивать силу, гибкость и быстроту; укреплять дыхательную систему; развивать мелкую моторику рук;
образовательные — закреплять навыки выполнения основных видов движений (ползание на четвереньках, перелезание через препятствия, ходьба с удержанием равновесия), циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки); учить детей выполнять движения в едином для всех темпе; продолжать отрабатывать навыки правильного дыхания; закреплять знания геометрических форм (кубик, кирпичик, пластина);
воспитательные — воспитывать чувство товарищества, коллективизма; закреплять культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: мягкие модули разных форм, сухой бассейн, вестибулярный тренажер «Перекати поле», маски-шапочки медвежат, горшочек.
Ход занятия
Инструктор обращается к детям:
• Ребята, сегодня у нас в гостях три медведя. Они просят построить для них дом. Вы умеете строить? Из каких предметов можно быстро и легко построить дом? Какую форму имеют эти предметы? Несите ко мне кубики и кирпичики, будем строить. (Из объемных мягких модулей складывается домик.)
Кирпичик, кубик мы положим, Для наших мишек домик сложим.
• Я думаю, что мишки очень довольны. А вы, ребята, хотите превратиться в медвежат и пожить в этом чудесном домике? (Дети заходят в домик, надевают шапочки медведей.)
На полянке жили мишки В очень маленьком домишке. Рано утром все вставали, На зарядку выбегали.
Дети выбегают из домика, становятся в круг.
А на утренней зарядке Было все в таком порядке: Чистым воздухом дышали, Свежесть утра ощущали.
Проводится дыхательная гимнастика: вдох — через нос, выдох — через рот, на выдохе произносить: у-у-у.
Дружно нюхали цветочки И зеленые листочки.
Имитация движения; вдох — через нос, выдох — через рот, на выдохе произносить: а-а-а.
С ветерком они играли, Ветерок изображали.
Дети дуют, как ветерок.
Общеразвивающие упражнения. Движения выполняются в соответствии с текстом.
Потянувшись сладко-сладко, Брались дружно все за лапки. Приседали, поднимались, Вправо-влево наклонялись, Па полянке кувыркались. И умели медвежата, Как заправские зайчата, Быстро прыгать и скакать, Очень трудно их догнать. А потом бегом, бегом Забегали дружно в дом.
Потягивание, поднимаясь на носки, руки— вверх, берутся за руки, стоя по кругу. Приседание, наклоны в стороны, боковые перекаты.
Прыжки на двух ногах. Бег
Дети становятся вокруг «пенечка» (кубик), на котором стоит горшочек.
Пальчиковая гимнастика «Мишки завтракают»: сжимание и разжимание пальцев обеих рук; имитация движения правой рукой (берут ложку в лапу); стучат кулачком одной руки по ладошке другой (требуют кашу); круговые движения правой рукой (мешают кашу); круговые движения руки по направлению к себе (едят кашу); имитация движения двумя руками (вытирают салфеткой рот); руки вытянуты вперед ладонями вверх, движения руками из стороны в сторону (убирают посуду).
Основные виды движений. Инструктор выводит детей на «полянку» со словами:
«Наши мишки любят мед, Нужно им идти в поход. Очень труден будет путь, Негде мишкам отдохнуть».
Дети идут по дорожке (ходьба на равновесие), выложенной из модулей, пролезают в трубу тренажера «Перекати поле» на четвереньках, перелезают через «бревно» (цилиндрический модуль), забираются в сухой бассейн, имитируя плавание. Задание можно выполнить дважды.
Подвижная игра «Медведи и пчелы». На «полянке» из мягких модулей сконструированы «пчелиные ульи». Тренер спрашивает:
— Ребята, а вы знаете, откуда берется мед? Кто его добывает? А как называются домики, где живут пчелы?
Вот стоит пчелиный дом, Видно меда много в нем.
Дети делятся на пчел и медведей, пчелы прячутся за пчелиные домики. Медведи пытаются забраться в ульи, а пчелы их не пускают.
В заключение проводится «Ласковая минутка» (релаксационное упражнение: поглаживание).
Вот покусаны все мишки, В круг вставайте, коротышки! Будем вас сейчас лечить, Гладить, нежить и любить.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ