Методические указания для студентов

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Учебники и учебные пособия:

1. Детская литература: Учебное пособие для учащихся пед.уч. / Под ред. Я.Я.Зубаревой. - М., 1989.

2. Русская детская литература для детей: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений /Под ред. Т.Д.Полозовой. - М., 1997.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений. - М., 1997.

4. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского - М., 1977.

5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец 10- первой половины 19 в. - М., 1990.

6. Советская детская литература. Учебн. пособие для культуры и пединститутов. / Под ред. В.Д.Разовой - М., 1978.

7. Чернявская А., Розанов И. Русская советская детская литература. – Минск, 1984.

8. Зарубежная литература для детей и юношества в 2-х ч. / Под ред. Мещеряковой Н.К., Чернявской И.С. – М., 19899.

9. Будур Н.В. и др. Зарубежная детская литература. – М., 1998.

10. Антологія української літератури для дітей. У 3-х т. — К., 1984.

Антологія української народної творчості. Казки, легенди, перекази, оповідання. ‑ К., 1989.

11. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М., 2002.

12. Брауде Л.Ю. К истории понятия “литературная сказка” // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1977. — Т.36. — №3.

13. Бріцина О.Ю. Українська народна соціально-побутова казка. — К., 1988.

14. Грицай М., Бойко І. Українська народна поетична твор­чість — К., 1983.

15. Дитячий фольклор. — К., 1986.

Хрестоматии и справочники:

1. Детская литература. Хрестоматия. - М., 1987.

2. Детская литература. Хрестоматия. /сост. Борщевская А.И., Шер Н.С., Халтурин И.И. - - М., 1954.

3. Детская литература. Хрестоматия. /сост. Дановский А.В. - - М., 1997.

4. Хрестоматия по детской литературе / Под ред. Я.Я.Зубаревой. - М., 1988.

5. Хрестоматия по детской литературе. - М., 1997 (сост. Арзамасцева И.Н., Иванова Э.И., Николаева С.А.).

6. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочники для учителей и родителей. – М., 1995.

7. Цалапова О. М. Українська література для дітей: хрестоматія. - Луганськ,: «ТИМ», 2012

Б) дополнительная литература

1. Александров В.П. С.Михалков. Биография творчества. - М., 1987.

2. Алексеева М. Советские детские журналы 20-х г.г. - М., 1982.

3. Бегак Б. Классики в стране Детства. - М., 1983.

4. Бегак Б. Дети смеются. - М., 1979.

5. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. – М., 1978.

6. Вислов А., Эбин Ф. Вслух про себя. Сб. статей в 2-х ч. - М., 1978.

7. Галанов Б.С. Книжка про книжки. - М., 1985.

8. Горький М. О детской литературе. – М., 1968.

9. Гура В. Евгений Пермяк. – М., 1982.

10. Детская литература: сб. статей. – М., 1961-1988.
11. Ивич А. Природа. Дети. – М., 1980.

12. Мотяшов И.П. Авторитет доброго слова. – М., 1975.

13. Николаева С.А. Дети и война. - М., 1991.

14. Приходько В. Поэт разговаривает с детьми. – М., 1979.

15. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. Очерки. - М., 1990.

16. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья. – М., 1980.
17. Разгон Л. Живой голос науки. – М., 1985.

18. Разова В.Д. Советская драматургия для детей. – Л., 1978.

19. Разумневич В.Л. Всем детям ровесники: Заметки о книгах современных детских писателей. – М., 1980.

20. Рассадин С.Б. Так начинают жить стихом – М., 1967.

21. Френкель П. Четыре добрых пера: Литературные портеры зарубежных детских писателей. – М., 1984.

22. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1970.

23. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. – М., 1986.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материалы лекций, практических занятий. Комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …) и т.п.

Методические указания для студентов

Методические рекомендации по изучению учебного курса

Курс «Литература для детей дошкольного периода» построен по модульному принципу и состоит из двух модулей: «Русская детская литература» и «Украинская и зарубежная литература». После изучения курса сдается экзамен.

Цель курса – подготовить студента к эффективному преподаванию лучших произведений русской, украинской и зарубежной литературы для детей в младшей школе.

Задачи курса:

· сформировать у студентов полноценное восприятие литературы как вида искусства слова;

· обеспечить понимание специфики детской литературы и особенностей методики работы с ней в детском коллективе;

· сформировать навыки оценки и интерпретации художественных произведений;

· обеспечить знание истории развития детской литературы, теоретико-литературных понятий и умение целостно анализировать произведения.

В процессе изучения курса «Литература для детей дошкольного возраста» студент обязан научиться оперировать следующими литературоведческими терминами:

аллегория, аллитерация, антитеза, анекдот, басня, бурлеск, былина, вступление, гипербола, жанр, завязка, загадка, зачин, идея, инверсия, имагологичный анализ, коллизия, конфликт, композиция, лирика, метонимия, новелла, образ автора, параллелизм, пейзаж, персонификация, персонаж, повесть, поэзия, портрет, пословица, присказка, потешка, персонификация, развязка, рассказчик, скороговорка, сказка, сравнение, стихотворение, стиль, странствующий сюжет, строфа, сюжетная линия, тема, троп, фабула, фольклор, художественный образ, читатель, экспозиция, эпитет.

Программой курса «Детская литература» предусмотрено заучивание произведений наизусть.

Ключевые темы курса «Детская литература»

Раздел I. Русская литература ХХ века для детей в детском чтении. Детская литература 20-х гг. Проза, поэзия, драматургия. Детская литература 30-х гг. Литературные сказки-«римейки» (А. Толстой – К. Коллоди; А. Волков-Ф. Баум; К. Чуковский – Х. Лофтинг ). Детская литература в годы Великой Отечественной войны. Творчество Л. Кассиля, В. Катаева и др. История научно-популярной и научно-художественной детской литературы: В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, Я.Чарушин, Н. Сладков и др. Основные пути и тенденции развития современной детской и юношеской прозы. Мир детства в в произведениях А. Алексина, В. Железникова, В. Крапивина и др. Современная детская поэзия.

Раздел II. Зарубежная литература для детей и в детском чтении. Переводная детская литература 17-18 вв. Творчество Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, бр. Гримм. Литература 19- начала 20 вв. для детей и в круге чтения младших школьников. Творчество Р. Киплинга, Л. Стивенсона, М. Твена и др. Литература «нонсена». Творчество Э. Лира и Л. Кэрролла Литературная сказка 20-40-х гг.: Х. Лофтинг, А. Милн, Д. Барри и др. Формирование и развитие литературы «fantаsy».Произведения К. Льюиса, Э. Толкиена , Дж.К.Роулинг .

Раздел IIІ. Українська література для дітей і для дитячого читання.Загальна характеристика історичних умов розвитку української дитячої літератури II пол. XIX ст. Письменники XIX ст. для дітей. Т.Г. Шевченко. Внесок поета в розвиток освіти в Україні («Буквар Южноруський»). Твори Тараса Шевченка для дитячого кола. Творчість для дітей М. Вовчка. Літературні казки. Внесок Леоніда Глібова у розвиток літератури для дітей. Загадки. Акровірші. Поезії. Казки І.Франка для дітей (“Ріпка”, зб. “Коли ще звіри говорили”).

Проблема школи, школяра в творах “Грицева шкільна наука”, “Олівець”. Борис Грінченко – письменник і педагог. Його місце в розвитку дитячої літератури. Внесок Олени Пчілки в розвиток дитячої літератури. Письменники-лауреати літературної премії ім. Лесі Українки (Н.Забіла, П.Воронько, В.Бичко, М.Пригара, Д.Ткач, В.Нестайко та ін.). В.Близнець і дитяча література. Євген Гуцало – дітям. Тематичний спектр творчості. Твори для дітей Всеволода Нестайка.

Наши рекомендации