Игры, обучающие детей соединять звуки в слоги и моделировать новые слова.
Игра 1 «Замени звук»
Цель:упражнять детей в преобразовании новых слов, изменяя один звук в данном слове; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:схемы слов, где нет одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами, вставляя которые, получаются новые слова. (_ОТ и буквы Б, Р, К, Л; _АК и буквы М, Л, Р, Т, Б; _ОМ и буквы Л, Д, К, Т, Р, С и др.).
Ход игры.Ведущий говорит, что есть схемы слов, где пропущены буквы. Дети должны вставлять буквы и читать новые слова, которые получатся.
Игра 2 «Добавь звук»
Цель:упражнять детей в образовании новых слов, добавляя один звук к слову; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:схемы слов, где есть место для одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами , добавляя которые получается новое слово.( _РОТ и буква К; _ДАР и буква У; _УСЫ и буква Б; ШАР_ и буква Ф; ВОЛ_ и буква К; _ РОЗА и буква Г и др.).
Ход игры.Ведущий говорит, что есть схемы слов. Детям нужно читать слова, после чего добавлять к ним букву и читать новые слова, которые получатся.
Игра 3 «Убери звук»
Цель:упражнять детей в образовании новых слов, убирая один звук в слове ; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:схемы слов, где одна буква вынимается и получается новое слово (ЗУБр, ВОЛк, сМЕХ, уТОЧ-КА, кОСА, уДОЧКА, ШАРф, уКОЛ и др.).
Ход игры.Ведущий говорит, что есть схемы слов. Будем читать слова, после чего убирать одну букву из слова и читать новые слова, которые получатся.
Игра 4 «Кто пришёл в гости?»
Цель:упражнять детей в придумывании новых слов по заданным буквам; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:схема слова, где написаны одни гласные буквы, добавляя к которым согласные буквы, получается новое слово (_И_А: ДИМА, КИРА, ЗИНА, ЛИЗА, ТИМА, ЛИКА, МИША, НИНА, ВИКА и др.).
Ход игры .Ведущий говорит, что в гости пришла кукла Даша, у неё сегодня день рождения, но она забыла, кого пригласила в гости. Надо ей помочь написать приглашения, отыскать имена детей. У нас есть схема слова. Мы будем добавлять согласные буквы так, чтобы получилось имя ребёнка, мальчиков и девочек, которые придут в гости к кукле Даше.
Игра 5 «Буквы рассыпались»
Цель:упражнять детей в образовании новых слов из заданных букв; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:картинка с прикреплённой внизу табличкой, где иллюстрируется количество букв в заданном слове; карточки с рассыпанными буквами или магнитные буквы.
Ход игры.Ведущий говорит, что есть картинки слов, но рассыпались буквы. Будем составлять слова из букв, которые рассыпались.
Игра 6 «Вертолёт»
Цель:упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:вертолёт, в прорезь которого могут вставляться буквы; карточки с согласными буквами; изображения облаков с наклеенными гласными буквами.
Ход игры.Ведущий говорит, что у него есть необычный вертолёт — пассажирами на нём будут только согласные буквы. Дети выбирают букву (например, В), «садят» её на вертолёт, который подлетает к об-лакам, и читают слоги: ВА, ВО, ВИ, ВУ и т.д. Вертолёт может подлетать и с обратной стороны: АВ, ОВ, ИВ, УВ и др.
Игра 7 «Мальчик-с-пальчик»
Цель:упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:записанные на доске слоги, индивидуальные карточки со слогами.
Ход игры.Ведущий говорит, что у каждого человека есть мальчик-с-пальчик, показывая на указательный палец. Этот пальчик любит бегать. И вот однажды он отправился путешествовать из города Д в город А. (На доске на небольшом расстоянии написаны буквы М и А.) Ведущий ведёт пальцем по доске, а дети — в воздухе и читают: МА. Педагог обращает внимание детей на то, что пока не добежали до другого города (буквы), необходимо повторять первый звук, а потом тянуть его с гласной: М-м-м-а-а, МА.
Игра 8 «Найди свой домик»
Цель:закреплять знания детей о написании букв после твёрдых и мягких согласных звуков; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению и письму.
Материал:фишки синего и зелёного цвета, гласные буквы.
Ход игры.Ведущий раздаёт детям гласные буквы. Выбираются два ведущих, одному даётся синяя фишка (твёрдый согласный звук), а другому — зелёная (мягкий согласный звук). Педагог говорит: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один был синего, другой — зелёного цвета. Решили буквы спрятаться в них от дождя. А чтобы войти в домик, надо вспомнить, после какого согласного звука пишутся эти буквы. Ведущие пропускают в домик гласные буквы, которые пишутся после соответствующего согласного: в зелёный домик — гласные Я, Ю, Е, Ё, И; в синий — гласные А, О, У, Э, Ы.
Игра 9 «Занимательные квадраты»
Цель:упражнять детей в преобразовании новых слов, добавляя один звук к слову; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:схемы слов в виде квадратов, где нет гласной буквы, по количеству детей; карандаши.
Ход игры.Детям необходимо поставить в пустые клеточки гласные буквы так, чтобы получились новые слова (БОК, БЫК, БАК и др.).
Игра 10 «Пять шаров»
Цель:упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал:на доске нарисованы мелом пять шаров, на каждом из которых написано по одной букве: П, Р, Е, К, А.
Ход игры.Ведущий говорит, что из этих букв можно составить название известной сказки. Дети составляют. (Репка.) Но шар с буквой Е вырвался и улетел (вытирается шар с буквой Е). Из этих букв можно составить название рыбы. (Карп.) Ветер унёс шар с буквой П (вытирается с доски). Из этих трёх букв можно составить название животного, которое имеет усы и клешни. (Рак.)