Интернет-ресурсы по литературе
Ростовская область, Советский район, ст. Советская
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
Приказ от 28.08.2015 № 151
____________ Т.Н.Емельяненко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
На 2015 – 2015 учебный год
по ____________литературе
Уровень образования (класс)_____полное общее 10 класс________
Количество часов___102____
Учитель___________Лозовая Марина Владимировна___________________
Программа разработана на основе программы литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия»; 2013;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
I.Пояснительная записка.
II.Общая характеристика учебного предмета.
III.Место учебного предмета в учебном плане.
IV.Содержание учебного предмета.
V.Календарно-тематическое планирование.
VI.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
VII.Результаты освоения конкретного учебного предмета и система их оценки.
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЭ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийской Федерации,реализующих программы общего образования,утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийской Федерации,реализующих программы общего образования,утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный плани примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийской Федерации,реализующих программы общего образования,утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
-Конвенция о правах ребенка
- Основная образовательная программа МБОУ Советская СОШ (по реализации БУП 2004).
-Положение образовательного учреждения МБОУ Советская СОШ «О рабочей программе»
Цели и задачи предмета «Литература 10»
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры, определяющим развитие других видов искусства и своеобразие эпохи. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальной традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет образцы нормативного русского языка, что особенно актуально в эпоху размывания и нарушения этих норм. Она, может быть, в большей степени, чем собственно историческое знание, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам.
Настоящая программа базовой школы строится прежде всего как история литературы.
Во-первых, в ней применена укрупненная периодизация: не по десятилетиям или полустолетиям, а по направлениям или историко-культурным эпохам.
Во-вторых, в программе сведены к минимуму разнообразные перечисления и упоминания текстов, которые не должны и не будут прочитаны школьниками, поскольку они не входят в Стандарт общего образования и Примерную программу.
Изучать литературу как искусство необходимо прежде всего в процессе совместного медленного чтения. Поэтому программа строится на детальном монографическом анализе ключевых произведений русской классической литературы, входящих в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень». Причем этот анализ должен вестись с подробным цитированием, точным указанием на источники (части, главы, действия драмы), чтобы каждый шаг, каждое утверждение было проиллюстрировано текстом изучаемого произведения.
В-третьих, традиционному обзору жизни и творчества писателя автор программы предпочитает категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт. Таким образом, жизнь и творчество каждого изучаемого писателя представлены своеобразными психологическими портретами-«медальонами». Фактическая часть биографии тем не менее будет присутствовать как в самом «медальоне», так и в вынесенных в особый раздел основных датах жизни и творчества писателя.
Поскольку биографии Пушкина, Лермонтова и Гоголя должны подробно изучаться в основной школе, биографический аспект в старших классах предполагается заменить историко-литературным: при изучении этих писателей речь пойдет прежде всего об их месте в историко-литературном процессе и значении их творчества.
Воспитательное, нравственное значение литературы должно проявиться как при рассмотрении содержания классических произведений, как правило, ориентированных на вечные темы, на проблемы нравственного выбора, так и в рассказе о самих писателях, биографии которых обычно полны настоящего драматизма и человеческой значительности.
Таким образом, опорными конструктивными элементами программы является целостное описание периода или эпохи как историко-культурного единства, изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества и подробный анализ ключевых программных произведений или – если речь идет о поэте – художественного мира писателя.
Содержание курса «Литература 10» на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историка - литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историка - литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя.
Предусмотрено освоение учащимися на уроках теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит осуществить контроль образовательных результатов.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов составит 102 часа.
IV. Содержание учебного предмета «Литература 10».
№ | Наименование раздела | Характеристика основных содержательных линий | Кол-во часов | |
Введение. Общая характеристика эпохи XIX века. | Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова. Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство. | Знать: концепцию литературного образования в 10 классе; логику программного курса, основные задачи индивидуального маршрута. Уметь: обосновывать, формулировать цели и задачи, составлять индивидуальный план развития. Иметь опыт: общения, взаимодействия с людьми; корректировки программы, участия в полемике. | ||
Первый период русского реализма | Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы». Михаил Юрьевич Лермонтов.«Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман Николай Васильевич Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе. | Знать: основные вехи литературного процесса первой половины XIX века. Уметь: организовывать свою деятельность; составлять хронограф; осуществлять сопоставительный анализ фрагментов текста, формулировать выводы. Иметь опыт: собирания и презентации информации. Отработки и применения УУД по созданию и корректировке связных ответов. Знать: алгоритмы работы с научно-популярной информацией и художественным текстом Уметь: организовывать свою деятельность; составлять словарь темы, обосновывать проблемы; обобщать материал. Составлять связные высказывания. Иметь опыт: индивидуальной и групповой работы. Отработка и применение УУД по созданию и корректировке связных ответов. Знать: особенности лирического рода литературы; стихотворные жанры; алгоритм анализа лирического текста. Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать проблемы; работать в составе проектной группы. Иметь опыт: работы в составе проектной группы, четко обосновывая свою задачу Знать: приёмы собирания и структурирования материала; особенности изучаемых жанров произведений. Уметь: организовывать свою деятельность; выразительно читать, обосновывать проблемы; давать историко-культурный комментарий. Писать сочинения малых. Иметь опыт: отработки и применения УУД по созданию и корректировке связных ответов | ||
Второй период русского реализма (1840 – 1880 годы). | Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого). Ф.И. Тютчев.Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева. А.А.Фет.Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета. И. А. Гончаров.Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин). «Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя. А.Н. Островский. «Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев). «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное. И.С.Тургенев. Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия? ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о герое времени в современной литературе. РР Развитие речи. Классное сочинение. Ф.М.Достоевский.Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв). Л. Н. Толстой.«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев. «Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль» (2 ч.). Пьер Безухов: «живая душа» (2 ч.). Наташа Ростова: «живая жизнь» (2 ч.). Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. М.Е. Салтыков-Щедрин.«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи. Классное сочинение по произведениям эпических жанров, изученным ранее. Н.А.Некрасов.Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои. РР Развитие речи. Классное сочинение по лирике. | Знать: алгоритмы работы с научно-популярной информацией. Уметь: организовывать свою деятельность; составлять словарь темы, обосновывать проблемы; обобщать материал. Составлять связные высказывания. Иметь опыт: индивидуальной и групповой работы. Отработки и применения УУД по созданию и корректировке связных ответов. Знать: особенности лирического рода литературы; стихотворные жанры; алгоритм анализа лирического текста. Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать проблемы; работать в составе проектной группы. Иметь опыт: работы в составе проектной группы, четко обосновывая свою задачу. Знать: понятия «тезис», «аргументы», «вывод»; алгоритмы работы с информацией; особенности стиля поэта; алгоритмы создания связных высказываний. Уметь: обосновывать проблемы; проводить комментированное, аналитическое чтение, формулировать выводы. Иметь опыт: создания связных текстов, проблемных вопросов, участия в толерантной полемике. Знать:материал по биографии писателя, особенности системы персонажей, композиции романа. Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать проблемы; осуществлять комментарий, аналитические действия. Характеризовать персонажей. Анализировать и структурировать вопросы учебника. Знать: особенности драматического рода литературы; алгоритм анализа драматического фрагмента текста; особенности составления различных планов. Уметь: выразительно читать, инсценировать, организовывать свою деятельность; составлять таблицы сопоставлений; пакеты вопросов для полемики; составлять конспекты критических статей. Иметь опыт: организации режиссерской и актерской работы в группе. Знать: особенности эпических жанров; тему, проблематику романа; собирать материал, выполняя поставленную задачу; обосновывать проблемы; составлять конспекты критических статей; писать, корректировать сочинения. Иметь опыт: толерантного участия в полемике. Знать: особенности жанра романа; петербургские адреса Достоевского; алгоритмы создания рецензии; проблематику романа. Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать проблемы; читать, анализировать ключевые эпизоды. Объяснять систему персонажей, позицию автора в произведении. Иметь опыт: толерантного участия в полемике, обоснования собственной позиции по выдвинутым проблемам. Знать: особенности жанра романа-эпопеи; алгоритмы собирания и обработки информации. Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать собственную позицию, сопоставлять с авторской; характеризовать проблематику, композицию, систему персонажей. Иметь опыт: работы с большим эпическим текстом; создания и корректировки сочинения Знать: приёмы собирания и структурирования материала; приёмы сатирического изображения действительности; особенности произведений изучаемых жанров. Уметь: организовывать свою деятельность; выразительно читать, обосновывать проблемы; давать историко-культурный комментарий. Писать сочинения малых и больших форм. Иметь опыт: отработки и применения УУД по созданию и корректировке связных ответов. Знать: особенности лирического и эпического родов литературы; индивидуально выбранный алгоритм анализа текста. Уметь: обосновывать проблемы; делать тематические выборки, устный и письменный анализ стихотворений. Обосновывать проблематику, авторский замысел поэмы; выдвигать темы письменных работ. Иметь опыт: корректировки собственной деятельности | ||
Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы) (11 часов +1 РР) | Третий период русского реализма. Общая Характеристика.Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов. А. П. Чехов.«Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра. РР Развитие речи. Классное сочинение по драматургии | Знать: алгоритмы работы с информацией; особенности стиля писателя; алгоритмы создания связных высказываний. Уметь: обосновывать проблемы; проводить комментированное, аналитическое чтение фрагментов текста, формулировать выводы. Иметь опыт: создания связных текстов, проблемных вопросов, толерантной полемики. Знать: особенности драматического рода, особенности драматургии писателя. Уметь: выразительно читать, анализировать, комментировать рассказы и драматические произведения. Иметь опыт: исследования по проблеме: Чехов на театральных подмостках. | ||
«Век девятнадцатый…». | «Век девятнадцатый…»: итоги века. | Знать: основные особенности литературного процесса XIX века. Уметь: организовывать свою деятельность; участвовать в подготовке семинара, выполняя индивидуальные и групповые задания. Иметь опыт: обоснования собственной позиции по выдвинутым проблемам, проведения мониторинга и т.д. |
V. Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса
№ | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Тип урока | Дата по | |
плану | факту | ||||
Введение. Общая характеристика эпохи XIX века | |||||
1. | Литература: зачем и для кого? | урок применения ЗУН | 01.09. | ||
2. | Девятнадцатый век: кровь, железо и золото. Век как эпоха. | урок обобщения и систематизации ЗУН | 04.09. | ||
3. | Новая русская литература: направления и поколения. | урок ознакомления с новым материалом | 07.09. | ||
Первый период русского реализма | |||||
4. | Александр Сергеевич Пушкин: «Поэт с историей» или «поэт без истории»? | урок обобщения и систематизации ЗУН | 08.09. | ||
5. | Лирика Пушкина: темы и жанры. | комбинированный урок | 11.09. | ||
6. | Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. | комбинированный урок | 14.09. | ||
7. | «Медный всадник»: поэма или повесть? Идейно-художественное своеобразие произведения. | комбинированный урок | 15.09. | ||
8. | Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы». | комбинированный урок | 18.09. | ||
9. | Образ поэта. Тайна Пушкина: книга как жизнь. | урок применения ЗУН | 21.09. | ||
10. | М. Ю. Лермонтов:«Поэт с историей» или «поэт без истории»? | урок обобщения и систематизации ЗУН | 22.09 | ||
11. | Лермонтов и Пушкин: диалог в жанре элегии. | урок применения ЗУН | 25.09 | ||
12. | Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. «Валерик»: война и мир. | комбинированный урок | 28.09 | ||
13. | Образ Родины в лирике Лермонтова. Стихотворение «Родина». | комбинированный урок | 29.09 | ||
14. | «Выхожу один я на дорогу…»: космос Лермонтова. Загадка Лермонтова: жизнь как книга. | комбинированный урок | 02.10 | ||
15. | Н. В. Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». | урок обобщения и систематизации ЗУН | 05.10 | ||
16. | «О, не верьте этому Невскому проспекту!». | комбинированный урок | 06.10 | ||
17. | Миссия Гоголя: наследие и наследники. | комбинированный урок | 07.10 | ||
18. | ВЧ. Размышления о судьбах России в современной литературе. | урок применения ЗУН | 09.10 | ||
19. | ВЧ. Размышления о судьбах России в современной литературе. | урок применения ЗУН | 12.10 | ||
20. | РР Классное сочинение по творчеству писателей первого периода русского реализма: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. | урок проверки и коррекции ЗУН | 13.10 | ||
Второй период русского реализма (1840 – 1880 гг.). | |||||
21. | Натуральная школа: второе поколение и поиски новых путей. | урок ознакомления с новым материалом | 16.10 | ||
22. | В.ч. А.К.Толстой и его место в литературе 60-х годов. Лирика и баллады поэта. | урок применения ЗУН | 19.10 | ||
23. | Поэтическая судьба Ф.И.Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева. Тютчевский «мирообраз». | комбинированный урок | 20.10 | ||
24. | Философская лирика Тютчева, основные темы и мотивы. | комбинированный урок | 23.10 | ||
25. | Трагизм любовной лирики поэта. | комбинированный урок | 26.10 | ||
26. | А.А.Фет. «Жизнь моя – самый сложный роман…». Художественный мир поэта. | урок ознакомления с новым материалом | 27.10 | ||
27. | Поэт без истории: мир как красота. Лирическое «я» в поэзии Фета.. | комбинированный урок | 30.10 | ||
28. | Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. «Фламандская» трилогия: обыкновенные истории. | урок ознакомления с новым материалом | 2 четверть 13.11 | ||
29. | «Обломов» как социально-психологический роман. Фабула и сюжет: простота и сложность. | комбинированный урок | 16.11 | ||
30. | Портрет и характер Обломова: конфликт с Захаром и роман с халатом. | комбинированный урок | 17.11 | ||
31. | Обломов на rendez-vous: поэма страсти и проза жизни. | комбинированный урок | 20.11 | ||
32. | Обломов и Штольц: двойники-антиподы. | комбинированный урок | 23.11 | ||
33. | Сон Обломова: идиллия или предостережение? | комбинированный урок | 24.11 | ||
34. | Обломовщина: неоконченные споры. | урок применения ЗУН | 27.11 | ||
35. | А.Н. Островский. Нумер четвёртый: тропою Гоголя. Пьесы Островского. | комбинированный урок | 30.11 | ||
36. | «Гроза». Новая драма: памятник тысячелетней России. | комбинированный урок | 01.12 | ||
37. | «Гроза»: проблематика и персонажи. | комбинированный урок | 04.12 | ||
38. | Катерина и другие: грех и воля. | комбинированный урок | 07.12 | ||
39. | Гроза над миром: злободневное и вечное. | комбинированный урок | 08.12 | ||
40. | Зачётная работа №1 по творчеству А.Н.Островского. | урок проверки и коррекции ЗУН | 11.12 | ||
41. | Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. | урок ознакомления с новым материалом | 14.12 | ||
42. | Роман «Отцы и дети». Летописец эпохи: культурно-героический роман. | комбинированный урок | 15.12 | ||
43. | Герой времени: нигилист как философ. | комбинированный урок | 18.12 | ||
44. | Отцы и дети: оригиналы и пародии. | комбинированный урок | 21.12 | ||
45. | Три испытания: дуэль, любовь, смерть. | комбинированный урок | 22.12 | ||
46. | ВЧ. Размышления о герое времени в современной литературе. | урок применения ЗУН | 25.12 | ||
47. | РР Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | урок проверки и коррекции ЗУН | 28.12 | ||
48. | Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского: «я перерожусь к лучшему». | урок ознакомления с новым материалом | 29.12 | ||
49. | «Преступление и наказание» - первый идеологический роман: специфика сюжета, системы персонажей, пространства и времени. | комбинированный урок | 2 полугодие 11.01 | ||
50. | Петербург: город странный, город страшный. | комбинированный урок | 12.01 | ||
51. | «Униженные и оскорбленные»: некуда пойти. | комбинированный урок | 15.01 | ||
52. | Теория Раскольников: арифметика и алгебра. Герой и теория: проверка жизнью. | комбинированный урок | 18.01 | ||
53. | Эпилог: «их воскресила любовь…» | комбинированный урок | 19.01 | ||
54. | «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв). | урок применения ЗУН | 22.01 | ||
55. | Обобщающий урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | урок обобщения и систематизации ЗУН | 25.01 | ||
56. | Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | урок проверки и коррекции ЗУН | 26.01 | ||
57. | «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. | урок ознакомления с новым материалом | 29.01 | ||
58. | Роман «Война и мир». Жанр: «русская «Илиада». | комбинированный урок | 01.02 | ||
59. | Композиция: сцены и мысли. | комбинированный урок | 02.02 | ||
60. | Герои: диалектика души и диалектика поведения. | комбинированный урок | 05.02 | ||
61. | Живая мысль: Андрей Болконский. | комбинированный урок | 08.02 | ||
62. | Живая мысль: Андрей Болконский. | урок применения ЗУН | 09.02 | ||
63. | Живая душа: Пьер Безухов | комбинированный | 12.02 | ||
64. | Живая душа: Пьер Безухов | урок применения ЗУН | 15.02 | ||
65. | Живая жизнь: Наташа Ростова. | комбинированный урок | 16.02 | ||
66. | Живая жизнь: Наташа Ростова | урок применения ЗУН | 19.02 | ||
67. | Война: Наполеон и Кутузов и незаметные герои. | комбинированный урок | 22.02 | ||
68. | Философия истории: мысль народная и свобода мысли. | комбинированный урок | 26.02 | ||
69. | Эпилог: концы и начала. | комбинированный урок | 29.02 | ||
70. | Судьба: эпопея и история. | урок применения ЗУН | 01.03 | ||
71. | Обобщающий урок по роману «Война и мир». Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции. | урок обобщения и систематизации ЗУН | 04.03 | ||
72. | Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | урок проверки и коррекции ЗУН | 07.03 | ||
73. | ВЧ Чтение произведений о Великой Отечественной войне. | урок применения ЗУН | 11.03 | ||
74. | Судьба писателя: чиновник Салтыков и писатель Щедрин. Проблема жанра: от очерка к историческому роману. | урок ознакомления с новым материалом | 14.03 | ||
75. | «История одного города». История: Глупов и Россия. | комбинированный урок | 15.03 | ||
76. | Один город: времена и нравы. | комбинированный урок | 18.03 | ||
77. | Оно: что случилось с историей? | комбинированный урок | 21.03 | ||
78. | РР Классное сочинение по произведениям эпических жанров, изученным ранее. | урок проверки и коррекции ЗУН | 22.03 | ||
79. | «Я поклялся не умереть на чердаке…»: судьба Н.А. Некрасова. | урок ознакомления с новым материалом | 04.04 | ||
80. | Спор об искусстве: поэт как гражданин. | комбинированный урок | 05.04 | ||
81. | Лица и голоса: страдание и сострадание. | комбинированный урок | 08.04 | ||
82. | Лирический герой: нервы, слёзы, веселье. | комбинированный урок | 11.04 | ||
83. | «Кому на Руси жить хорошо» - главная некрасовская книга. | комбинированный урок | 12.04 | ||
84. | Пир на весь мир: счастье поэта. | комбинированный урок | 15.04 | ||
85. | РР Классное сочинение по лирике Н.А. Некрасова. | урок проверки и коррекции ЗУН | 18.04 | ||
Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы) | |||||
86. | Третий период русского реализма. Общая характеристика. Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов. | урок ознакомления с новым материалом | 19.04 | ||
87. | Жизнь А.П.Чехова. «Удивительный был человек! Удивительный писатель!» (И. Бунин) | урок ознакомления с новым материалом | 22.04 | ||
88. | Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. | комбинированный урок | 25.04 | ||
89. | «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). | комбинированный урок | 26.04 | ||
90. | Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). | комбинированный урок | 29.04 | ||
91. | «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). | комбинированный урок | 02.05 | ||
92. | «Вишнёвый сад»: старое и новое. | комбинированный урок | 03.05 | ||
93. | Герои «Вишневого сада». | комбинированный урок | 06.05 | ||
94. | Конфликт: человек и время. | комбинированный урок | 10.05 | ||
95. | Жанр: смех и слёзы. | комбинированный урок | 13.05 | ||
96. | Символы: сад и лопнувшая струна. | комбинированный урок | 16.05 | ||
97. | РР Классное сочинение по драматургии Чехова. | урок проверки и коррекции ЗУН | 17.05 | ||
«Век девятнадцатый…». Итоги века | |||||
98. | «Век девятнадцатый…»: итоги века. | урок обобщения и систематизации ЗУН | 20.05 | ||
99. | «Век девятнадцатый…»: итоги века. | урок обобщения и систематизации ЗУН | 23.05 | ||
100. | Урок-зачёт по теме «Век девятнадцатый…». | урок проверки и коррекции ЗУН | 24.05 | ||
101. | Особенности сочинения-размышления на литературную тему. | комбинированный урок | 27.05 | ||
102. | Как приводить литературный пример. | комбинированный урок | 30.05 |
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплекс:
Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Издательский центр «Академия»; 2013;
Белокурова С.П. Литература. 10 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2013;
Белокурова С.П. Литература. 10 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительная литература для учащихся
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М., 1985.
Белокурова С.П. Литература. 10 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 3-е изд. – СПб., 2012.
Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. – М., 1971.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.,1979.
Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1991.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 кл.: Дрофа, 2000.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999.
Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.
Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos», 2004.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004.
Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 10 класса. – СПб., 2007.
Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.
Дополнительная литература для учителя
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2002.
Белокурова С.П. Литература. 10 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Богданова О.В. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2013. – М.: Просвещение, 2012-2013.
Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009. № 6.
Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб., КАРО, 2004.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990.
Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.
Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.
Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.
Сборник: Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.
Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? – СПб., 2004
Интернет-ресурсы по литературе
1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
3. Культура письменной речи (сайт Белокуровой СП.) www.gramma.ru
4. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
5. ВiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
6. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
8. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
9. Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
10. Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
11. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
12. Русская литература XVIII–XX веков www.a4format.ru
13. Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
14. Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
Учебная техника и наглядные средства обучения позволяют реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусства (в иллюстрациях художников, в музыке) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует более глубокому пониманию литературного произведения.