Дисциплина: Теория и методика учебных предметов начальной школы
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
к Государственному экзамену
по специальности 5В010200-Педагогика и методика начального обучения
Дисциплина: Теория и методика учебных предметов начальной школы
1. Формирование умений письменного деления многозначных чисел на двузначное и на трехзначное число.
2. Деятельность и общение, как факторы развития личности школьника и коллектива.
3. Методика изучения синтаксиса и пунктуации. Теоретические вопросы темы. Синтаксические понятия, изучаемые в начальной школе. Знания, умения и навыки детей по теме. Значение изучения синтаксиса в начальной школе. Методика работы над словосочетанием и предложением.
4. Технология обучения решению простых задач.
5. Движущие силы педагогического процесса, воспитательные механизмы педагогического процесса.
6. Методика работы с текстом. Тексты, структура, виды текстов.
7. Технология обучения решению составных задач.
8. Основные методологические положения современной педагогики.
9. Методика изучения лексики. Словарный запас первоклассника. Задачи и направления словарной работы в начальной школе. Приемы активизации словаря.
10. Технология обучения элементам алгебры.
11. Методическая работа в школе.Повышение квалификации учителей .
12. Особенности словарной работы на уроках русского языка. Работа над тропами в художественном тексте и фразеологическими единицами.
13. Технология обучения элементам геометрии.
14. Общая характеристика методов воспитания .
15. Методика изучения орфографии. Общее понятие об орфографии. Значение изучения орфографии. Разделы орфографии. Становление нормированного письма. Принципы орфографии. Правила орфографии.
16. Технология элементарных геометрических построений
17. Функции учета и оценки результатов учебно-воспитательной работы.
18. Понятие орфограммы. Виды орфограмм. Формирование орфографической зоркости.
19. Методика изучения длины и формирование навыков ее измерения.
20. Содержание образования в современной школе. Характеристика нормативно- правовых документов, регулирующих деятельность учреждений образования.
21. Методика развития речи. Речевые умения – письменная и устная речь.
22. Методика формирования понятия о массе и единицах ее измерения.
23. Современные педагогические технологии в начальной школе.
24. Методы развития речи.
25. Формирование представления о площади фигуры и ее измерениях.
26. Характеристика основных типов учебно-воспитательных учреждений. Перспективы развития новых типов ( школы- гимназии, школы- лицеи и т.д.).
27. Обучение написанию сочинений.
28. Формирование представлений о времени и единицах его измерения.
29. Понятие о личности. Основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности. Характеристика понятий «развитие», «воспитание», «формирование» личности.
30. Обучение написанию изложений.
31. Формирование представлений об объеме и способах его измерения.
32. Воспитание как общественная функция общества. Сущность, закономерности и особенности процесса воспитания.
33. Речевые ошибки. Их исправление.
34. Методика формирования понятия доли и дроби.
35. Сущность, задачи и структура процесса обучения.
36. Творческие работы учащихся начальной школы по русскому языку и литературному чтению. Методика обучения творческим работам.
37. Средства обучения математике в начальных классах.
38. Физическая культура личности. Задачи и содержание физического воспитания младших школьников.
39. Оформление школьной документации учителями начальных классов.Школьная документация, виды.Тематическое планирование, журнал классный, тетрадь. Правила оформления.
40. Приемы обучения решению задач, связанных с пропорциональными величинами.
41. Подготовка учителя к урокам. Тематическое и поурочное планирование.
42. Место методики русского языка среди других наук. Связь методики с педагогикой, психологией, лингвистикой, литературоведением
43. Нумерация чисел в пределах десяти.
44. Понятие целостного педагогического процесса. Закономерности и противоречия функционирования педагогического процесса.
45. Задачи курса методики русского языка. Разделы курса.
46. Изучение нумерации чисел в пределах сотни.
47. Формы организации обучения в начальной школе, их характеристика.
48. Методические исследования по русскому языку и литературному чтению. Эксперимент в методике русского языка
49. Методика решения задач на движение в одном направлении.
50. Методы педагогического исследования, их характеристика.
51. Русский язык как учебный предмет. Характеристика школьного предмета «Русский язык». Его связь с наукой о языке. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития.
52. Изучение нумерации многозначных чисел.
53. Цель, задачи, содержание ,формы и методы нравственного воспитания младших школьников.
54. Цели и задачи школьного курса русского языка. Характеристика основных нормативных документов. Анализ программ по русскому языку. Учебник как главное средство обучения.
55. Ознакомление с действиями сложения и вычитания и их свойствами.
56. Педагогические основы воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
57. Методика обучения грамоте. Грамота. Значение обучения грамоте. Учебные пособия для обучения грамоте.
58. Ознакомление с действиями умножения и деления и их свойствами.
59. Принципы дидактики, их характеристика.
60. Лингвистические и психолого-педагогические основы методики обучения грамоте. Механизация чтения, письма. Сопоставительно-критический анализ методов обучения грамоте.
61. Обучение табличному сложению и вычитанию.
62. Теория коллектива. Законы и этапы формирования коллектива.
63. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
64. Обучение табличному умножению и делению.
65. Учитель и его роль в организации педагогического процесса. Педагогические умения, педагогическая этика, такт, педагогическое мастерство учителя.
66. Основные виды учебных занятий в период обучения грамоте. Пути повышения познавательной активности учащихся в период обучения грамоте.
67. Обучение устным приемам сложения и вычитания.
68. Учителя-новаторы.Идеи педагогики сотрудничества и их значение в формировании личности.
69. Проверка знаний, умений и навыковпо русскому языку (значение, виды, нормы оценок, нетрадиционные виды проверки).
70. Технология организации деятельности во внеклассной работе.
71. Целостный педагогический процесс школы, его характеристика.
72. Современные технологии в методике обучения. Современные педагогические технологии организации деятельности учащихся в процессе обучения грамоте, русскому языку, чтению.
73. Приемы обучения решению простых задач на движение.
74. Предмет педагогики.Основные категории педагогики. Задачи педагогической науки.
75. Методика русского языка как наука. Предмет и задачи методикипреподавания русского языка.
76. Формирование простейших математических представлений.
77. Урок как основная форма организации обучения в начальной школе.
78. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
79. Обучение устным приемам умножения и деления.
80. Роль и место народной педагогики в системе образования и воспитания.
81. Методика изучения фонетики и графики. Цель и задачи изучения основ фонетики и графики. Последовательность введения фонетических знаний
82. Методика изучения письменных приемов сложения и вычитания.
83. Экологическое воспитание младших школьников. Формы и методы экологического воспитания.
84. Первоначальное знакомство с графикой. Слоговой принцип графики. Звукобуквенный анализ слова.
85. Формирование умений письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число.
86. Общая харатеристика методов обучения. Различные подходы к их классификации.
87. Методика изучения состава слова; словообразования.Общие понятия и значение изучения морфемного состава слов в начальной школе. Функции морфем и способы их анализа. Типичные ошибки детей в разборе слова по составу и их причины. Морфемный и словообразовательный разборы. Методические приемы работы по теме.
88. Формирование умений письменного умножения многозначных чисел на двузначное и на трехзначное число.
89. Педагогические основы управления школой.
90. Методика изучения частей речи. Задачи изучения частей речи в начальной школе. Этапы знакомства с частями речи. Последовательность работы с частями речи. Развитие речи при знакомстве с частями речи.