Вспоминая татьяну владимировну бахину.
О.Владимирова.
(к 105-ти летию со дня рождения 1908-1996)
На прошлой неделе в ДМШ № 1 состоялся концерт, посвящённый 105 годовщине со дня рождения Татьяны Владимировны Бахиной. Юные пианисты нашего города играли, а на авансцене, как будто прислушивалось к ним изображение в камне прекрасной женщины с одухотворенным лицом, вся жизнь которой была посвящена музыкальному образованию детей и взрослых в Череповце. С её именем неразрывно связано развитие музыкальной культуры нашего города в 40-80-е годы ХХ века.
Она родилась в Гатчине 19(29) октября 1908 года в семье священнослужителя Владимира Петровича Крылова, диакона Придворной капеллы. Мать происходила из дворянской семьи. Дед Татьяны Владимировны по отцу, Петр Васильевич Крылов (1852-1906-07?) жил в Москве, был певцом-солистом в Большом театре, обладал красивым голосом басом. Один из Великих Князей услышав его пение, пригласил Петра Васильевича на работу в Певческую капеллу Петербурга, там же ему была выделена и казённая квартира. Жена его - Елизавета Михайловна Михайлова – была купеческого рода ( ум. в 1923 г). Её родители торговали в Петербурге чаем и «конфектами», имели несколько магазинов. Дед был красивым человеком, преданным государю, с прекрасными музыкальными способностями. Поэтому его назначили придворным диаконом в Гатчинский дворец (резиденция царя Александра III). По воспоминаниям Татьяны Владимировны, бас деда был так силён, что когда он пел «Многая лета» в Дворцовой церкви в Гатчине на потолке раскачивались люстры, свечи гасли, а нервные дамы падали в обмороки. Отец Татьяны Владимировны был первенцем в своей семье (родился в 1879 году). Он продолжил певческую династию Крыловых, был в Капелле первым учеником. Очень ценил отца Татьяны Владимировны за его музыкальные способности композитор Милий Алексеевич Балакирев, который даже подарил ему золотые часы с надписью: «Малолетнему певчему В. Крыловыу за особые успехи». Впоследствии, во время блокады Ленинграда, Татьяна Владимировна обменяла их на полкилограмма манной крупы для дочери. В 900-е годы дед заболел бронихальной астмой и со своей огромной семьёй переехал в Петербург, где им выделили квартиру в доме Императорского ведомства на углу Шпалерной и Воскресенского проспекта. Этот дом сохранился до сих пор. Сейчас в нем находится НИИ «Гипрохим». Там было много комнат, семья была дружной и многочисленной, по воспоминаниям Татьяны Владимировны, жили в соответствии с христианскими заповедями, вставали и ложились с молитвой. На престольные праздники часто были подарки от императорской семьи.
По материнской линии в роду Татьяны Владимировны были дворяне. Её дед – Виктор Евграфович Салов (1852-54?-??) москвич, окончил Математический факультет Московского университета, хорошо играл на виолончели, был необычайно одарённым художником (работал в технике рисунка тушью и пером). Он женился на Прасковье Николаевне (фамилия неизвестна) мещанского звания, жили они в Москве на углу Брюсовского переулка и Большой Никитской улицы. Дед Татьяны Владимировны по матери был Директором Реального училища в Москве. Её мать – урождённая Салова Вера Викторовна (1884 – 1983) окончила Гимназию и Московское филармоническое училище как пианистка, училась почти в одно время со знаменитым в будущем певцом Леонидом Собиновым. В 1907 году она вышла замуж за Владимира Петровича Крылова.
Размеренная жизнь Крыловых, как и многих других людей того времени, переменилась после Октябрьской революции 1917 года. Кто-то из семьи Крыловых уехал из России, но большинство осталось. Как вспоминала Татьяна Владимировна, её бабушка сказала – «Из России – никуда!» В новых условиях жизни до 1924 года семью Крыловых, живущую в доме императорского ведомства, не трогали. Но потом начались репрессии. Отца вызывали в «Большой дом». Как священнослужитель он был лишён гражданских прав и получил статус «лишенца». Большая квартира на Шпалерной была отобрана, и они были выселены на Казачий переулок в коммунальную квартиру. Тем не менее, в сложных условиях новой жизни Татьяне Владимировне удалось закончить Санкт-Петербургскую (Петроградскую) консерваторию. В то время там работали замечательные музыканты и педагоги. Встречаясь с Татьяной Владимировной, я слушала её рассказы о знакомстве с композитором А.К.Глазуновым, который был тогда директором консерватории. Молодая Татьяна Крылова часто слушала симфонические произведения, которыми он дирижировал. Тепло отзывалась Татьяна Владимировна об Ольге Калантаровне Калантаровой (1877–1952)– замечательной пианистке, ученице А.Н.Есиповой. Непосредственной учительницей Татьяны Владимировны в консерватории была Ариадна Владимировна Бирмак (1901-1985), ученица и ассистентка О.К.Калантаровой. Но с получением диплома этого учебного заведения много неясностей – после приезда в Череповец в 1943 году Татьяне Владимировне пришлось собирать справки с прежних мест работы и доказывать своё право на работу в качестве пианистки. Возможно, как дочь священнослужителя она обучалась у преподавателей консерватории частным образом, а сдать экзамены экстерном и получить диплом ей не удалось.
Из сохранившихся в её личном деле документов о трудовой деятельности можно узнать, что Татьяна Владимировна работала в Доме Красной Армии в Гатчине, где вела детский хоровой кружок и преподавала игру на фортепиано с 1928 года. Есть сведения о том, что она работала в качестве пианистки в оркестре Ленинградского государственного театра драмы. Как свидетельствуют череповчане, знавшие Татьяну Владимировну, работала она с певцами Мариинского (тогда театра Оперы и балета им. Кирова) как концертмейстер.
Когда началась Великая Отечественная война, зимой 1942 года Татьяна Владимировна вместе с дочерью Наташей и мужем-врачом, служившим на санитарном поезде, оказались в Вологодской области. Сначала Татьяна Владимировна с дочкой были в Вологде, но потом перебрались в Череповец. Жили они тогда в частном доме на Улице Заря Свободы недалеко от вокзала (ныне – Северный бульвар). В здании вокзала был госпиталь. Там перед ранеными играл скрипач Герш Меерович Штильфус. Татьяна Владимировна познакомилась с ним, и они стали выступать вместе в госпитале, который находился в зале ресторана, где был рояль. Вспоминая те тяжёлые годы, Татьяна Владимировна отмечала, какое сильное воздействие оказывала на людей музыка. Она рассказывала, как раненые благодарили её и Штильфуса за музыку, даже целовали ей руки.
Так началась её музыкальная жизнь в Череповце и продолжалась до 1988 года. Татьяна Владимировна вместе с другими музыкантами стояла у основ профессионального музыкального образования в нашем городе. В 1946 году открылась первая Детская музыкальная школа, где стала преподавать фортепиано Татьяна Владимировна. Кроме этого, имея обширные познания в области музыки, Татьяна Владимировна вела хор в педагогическом институте, занималась с певцами, создала вокальную студию во Дворце культуры металлургов, была неутомимым лектором общества «Знание», участвовала в смотровых комиссиях самодеятельности города. Вокальная студия, созданная ею, потом была удостоена звания «Народного коллектива» и многочисленных похвальных грамот и почётных дипломов, одним из самых дорогих среди них был диплом от Большого Театра СССР.
Такая активная жизненная позиция сохранялась у неё многие годы. Всегда энергичная, живая, остроумная, подтянутая, элегантная, в туфлях на каблучке, с неизменной прической в виде греческого узла белоснежных седых волос на затылке, казалось, она никогда не уставала. По лицу её нельзя было определить истинного возраста и узнать о лишениях и страданиях, которые ей пришлось пережить. Ведь в первые годы блокады в Ленинграде она схоронила много родных и знакомых, вместе с дочерью едва не умерла от голода, неизвестна и судьба её мужа - военного медика. О нём Татьяна Владимировна никогда не говорила. Но поскольку с присвоением ей звания «Заслуженный работник культуры» так ничего и не получилось (оба директора ДМШ № 1 и Евгений Анатольевич Колесников, и Валерий Александрович Столяров многократно отправляли ее документы для присвоения этого звания, но они таинственным образом пропадали и всё заканчивалось молчанием чиновников), то можно предположить, что муж её, возможно, был репрессирован.
Татьяна Владимировна обладала редчайшей способностью находиться в некоем прекрасном гармоничном состоянии и передавать его окружающим людям. Кто хоть раз встречал Татьяну Владимировну, слышал её игру, забыть этого уже не мог. Происходило чудо – многие череповчане просто «заболевали» любовью к музыке после общения с Бахиной. Взрослые записывались в вокальную студию, которой она руководила. Родители старались представить ей своих чад, проявляющих хоть какие-то музыкальные способности и получить от неё рекомендации о последующем музыкальном воспитании. Особой честью считалось попасть в её фортепианный класс или хотя бы на учёбу к её ученикам. Надо сказать, что большинство преподавателей фортепиано в нашем городе – бывшие ученики Татьяны Владимировны. Почти все они унаследовали от неё представление о смысле жизни как служении музыке, потребность нести искусство людям. И даже черты характера Татьяны Владимировны в той или иной степени перешли к ним – стойкость, оптимизм, даже некий шарм и элегантность. В 1983 году, когда отмечалось 75-ти летие Татьяны Владимировны, её ученики вышли на сцену концертного зала ДМШ № 1 и заполнили её почти полностью.
Уехав в 1988 году в Ленинград, Татьяна Владимировна очень тосковала по Череповцу. Вот одна из последних телефонограмм, прозвучавшая на юбилейном вечере в честь 50-ти летия ДМШ № 1: «От всего сердца спасибо за память. Свой рояль и три альбома завещаю в подарок родной школе. Привет и поклон всем, кто меня помнит и не помнит». Последние годы её жизни были омрачены тяжёлой болезнью дочери Натальи Дмитриевны. Одной из немногих радостей для Бахиной были встречи с её бывшими воспитанниками по вокальной студии, которые, бывая в Ленинграде, всегда её навещали и подбадривали.
После смерти Татьяны Владимировны в ДМШ № 1 была идея создать мемориальный класс им. Т.В.Бахиной. Облик Татьяны Владимировны запечатлён в бюсте работы скульптора Текусы Павловны Контаревой. Поэт Юрий Жигулин посвятил ей такие строки:
«Нам музыка приносит наслажденье
Волнует и влечёт воображенье.
Её загадочные, трепетные звуки
Рождают в нас и радости, и муки.
То вдруг взгрустнём под тихим плачем скрипки
А то замрём в задумчивой улыбке,
И что-то в памяти далёкое всплывёт,
И всё в тебе вдруг оживёт,
И в теле дрожью пронесётся зыбкой…
Да, эти нежные и трепетные звуки
Рождают в нас и радости и муки».
Одни из её последних учениц – Наташа Тетюева и Татьяна Мисник посвятили ей песню, где сравнивали Бахину с самой музыкой. Были сняты два документальных фильма о жизни этой замечательной женщины – служительницы муз. В марте 2013 года по инициативе Евгении Александровны Козиной (Гринфельд) – ученицы Бахиной, а ныне заведующий ПЦК «Фортепиано» Череповецкого Училища искусств был проведен Региональный конкурс юных пианистов имени Татьяны Владимировны Бахиной. Душа Татьяны Владимировны всегда будет с нами, до тех пор, пока в Череповце звучит музыка.
Литература
1. Белогрудов О.А. Цель его жизни (книга о первом директоре ДМШ № 1 Е.А.Колесникове). Череповец, 1995. Использованы фото на С. 92, 127, 179.
2. Личный архив семьи Лаевских. Рукопись.
3. Личное дело Т.В.Бахиной // Архив отдела кадров ДМШ № 1.
Подписи к фотографиям: Класс Т.В.Бахиной в 1952 году. Фото предоставлено Р.Л.Малыгиной.
Т.В.Бахина. Фото предоставлено бывшим директором ДМШ № 1 В.А.Столяровым.