Педагогическая деятельность
ПЕДАГОГИКА
Дисциплина: Педагогика, ГСЭ.Ф.07
Специальность: 030301 Психология, Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии
Семестр: 5
Общее количество часов: 100
Аудиторных: 50, в том числе Л – 30, С. – 20
самостоятельная работа – 50
Форма аттестации: экзамен
Выписка из государственного образовательного стандарта
ГСЭ.Ф.07 Педагогика
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
Список литературы
Основной:
1. Смирнов С. Педагогические теории, системы, технологии (любое издание)
2. Педагогика / Под ред. П.И.Подласого. (любое издание)
3. Педагогика / Под ред. П.И.Подласого. (любое издание)
4. Педагогика / Под общ. ред. Сластенина
Дополнительный:
1. Булавенко О. Болонская декларация и структурная перестройка процесса обучения // Народное образование, 2005, № 7.
2. Буторина Т.С., Щекина С.С. Поморская семья. – Архангельск, 1998.
3. Власова С.В. Образование в ХХI веке: Каким ему быть? // Общественные науки и современность, 1999, № 2.
4. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы ХХI века? // Педагогика. – 2001. – № 10.
5. Гликман И. Воспитание в законе и воспитание в загоне // Народное образование, 2004, № 6.
6. Голованова Н. панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников, 2004. № 7.
7. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
8. Днепров Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. – М., 1999.
9. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Народное образование, 2004. № 7.
10. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика. – М., 2002.
11. Зверева О., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
12. Корнетов Г.Б. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса // Школьные технологии, 1999, № 1-2.
13. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развитого детства // Журнал прикладной психологии, 1999, № 2.
14. Культура, культурология и образование: круглый стол журнала «Вопросы философии» // Вопросы философии. – 1997. - № 2. (образовательные парадигмы).
15. Липский И. Политика в области воспитания: новые идеи // Воспитание школьников, 2005. № 5.
16. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития. Обзор мнений // Педагогика. – 1998. – № 8.
17. Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004.
18. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с английского / Под ред. В.Я. Пилиповского. – М., 1992.
19. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, 1999. (глава 4).
20. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.
21. Социальная педагогика / Мудрик А.В. – М., 1999; 2005.
22. Тараданова И. Общее образование: вектор его развития в России // Народное образование, 2005. № 9.
23. Фельдштейн Д. Феномен Детства и его роль в развитии современного общества // Воспитание школьников, 2005, № 4, 5.
Тематика семинарских занятий
Семинар 1
Педагогическая деятельность
Вопросы для изучения:
1. Сущность педагогической деятельности (воспитателя, учителя, преподавателя).
2. Структура педагогической деятельности.
3. Современный учитель: идеальный и реальный. Профессионально-личностные качества педагога.
4. Объективные и субъективные факторы формализации и дегуманизации педагогической деятельности. Педагоги: издержки профессии.
Литература:
Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие / под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов – на –Дону., 1995.
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
Личность в педагогической деятельности./под ред.Рогова Е.И. М.,1994.
Мишина Л.К. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Лукьянова М. Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли ее преодолеть? // Народное образование, 2006, № 2.
Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование, 2006, № 2.
Зеер Э., Дикова В. Агрессия учителя – профессионально обусловленная деформация личности // Народное образование, 2006, № 1.
Мазниченко М.А., Тюников Ю.С. Педагогические фобии и мании: классификация и преодоление // Народное образование. 2004, № 7.
Ризз Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве // Педагогика, № 4 – 1995.
Щербо И. Профессиональная деструкция учителя // Народное образование, 2004, № 5.
Семинар 2