Опыт экспериментального изучения социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков
Опытно-экспериментальная работа по изучению агрессивности в подростковом возрасте проводилась в МОУ в 9 «В» классе «КСОШ № 55» Московской области.
Нами использовались следующие методы исследования: наблюдение, тест Басса – Дарки, графическую методику М. А. Панфиловой «Кактус», Фрайбургский многофакторный личностный опросник.
Наблюдение – это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет получить большое количество данных и взглянуть на ситуацию в целом. Недостатком данного метода является субъективность наблюдателя и зависимость данных от состояния и установок наблюдателя.
Для получения большей объективности наблюдения мы завели на каждого подростка карточку наблюдения, в которой отмечали агрессивные реакции: часто теряет контроль над собой; часто спорит, ругается со всеми; часто отказывается выполнять правила; часто специально раздражает людей; часто винит других в своих ошибках; часто сердится и отказывается сделать что-либо; часто завистлив, мстителен; чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
По результатам наблюдения мы выявили, что у 30% –8 человек из класса выражаются агрессивные реакции.
Опросник агрессивности Басса – Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. Результаты диагностики по тесту Басса – Дарки зафиксированы в таблице 1.
Таблица 1 – Уровни агрессивного поведения подростков
№ | ФИО | Показатели | |||||||||
Физическая | Косвенная | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная | Чувство вины | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | ||
Юрий А. | |||||||||||
Владимир А. | |||||||||||
Роман А. | |||||||||||
Аркадий В. | |||||||||||
Юлия В. | |||||||||||
Ярослава В. | |||||||||||
Надежда В. | |||||||||||
Виктория В. | |||||||||||
Виктор Е. | |||||||||||
Андрей Ж. | |||||||||||
Дарья З. | |||||||||||
Вениамин И. | |||||||||||
Анна И. | |||||||||||
Марина И. | |||||||||||
Оксана И. | |||||||||||
Димитрий И. | |||||||||||
Алла М. | |||||||||||
Мария М. | |||||||||||
Максим М. | |||||||||||
Светлана М. | |||||||||||
Елена О. | |||||||||||
Алексей П. | |||||||||||
Дина С. | |||||||||||
Яна С. | |||||||||||
Екатерина Т. | |||||||||||
Вера Т. | |||||||||||
Валентина Т. |
В результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 67% – 18 человек; косвенной агрессии – 30% – 8 человек; склонности к раздражению зафиксирован у 33% – 9 человек; негативизма наблюдается у 48% – 13 человек; обиды у 33% – 9 человек; подозрительности – 37% – 10 человек; вербальной агрессии у 48% – 13 человек; чувства вины – 45% – 12 человек.
Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 26% – 7 человек; косвенной агрессии у 56% – 15 человек; склонности к раздражению – 63% – 17 человек; негативизма – 37% – 10 человек; обиды выявлен у 44% – 12 человек; подозрительности – 63% – 17 человек; вербальной агрессии – 52% – 14 человек; чувства вины – 52% – 14 человек.
Низкий уровень физической агрессии выявлен у 7% – 2 человек; косвенной агрессии – 15% – 4 человек; склонности к раздражению у 4% – 1 человека; негативизма у 15% – 4 человек; обиды – 15% – 4 человек; подозрительности и вербальной агрессии не выявлен; чувства вины – 4% – 1 человека.
Для большей наглядности, представим полученные результаты в виде диаграммы (см. Рис. 1).
Рисунок 1 – Результаты по тесту Басса – Дарки
Анализ показал, что только 4 человека из всех испытуемых склонны к проявлению агрессивного поведения.
Графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» заключается в том, что подросткам предлагается нарисовать кактус, таким, каким они его себе представляют, после того, как дети нарисовали кактус, задается 6 вопросов.
Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты выявления агрессивности подростков по методике «Кактус»
№ п/п | Ф.И.О. | Агрессивность | Тревожность | Стремление выделиться | Стремление занять место в классе |
Юрий А. | защитная | присутствует | присутствует | ||
Владимир А. | защитная | присутствует | |||
Роман А. | выраженная | присутствует | |||
Аркадий В. | выраженная | присутствует | присутствует | ||
Юлия В. | присутствует | присутствует | |||
Ярослава В. | присутствует | присутствует | присутствует | ||
Надежда В. | аутоагрессия | незначительная | присутствует | ||
Виктория В. | присутствует | ||||
Виктор Е. | выраженная | присутствует | присутствует | присутствует | |
Андрей Ж. | незначительная | неуверенность в себе | |||
Дарья З. | незначительная | ||||
Вениамин И. | защита «Я» | присутствует | |||
Анна И. | |||||
Марина И. | аутоагрессия | присутствует | |||
Оксана И. | |||||
Димитрий И. | выраженная | присутствует | присутствует | ||
Алла М. | присутствует | присутствует | присутствует | ||
Мария М. | незначительная | присутствует | |||
Максим М. | защитная | присутствует | |||
Светлана М. | выраженная | присутствует | |||
Елена О. | незначительная | присутствует | |||
Алексей П. | выраженная | присутствует | присутствует | ||
Дина С. | выраженная | выраженная | |||
Яна С. | незначительная | ||||
Екатерина Т. | выраженная | присутствует | |||
Вера Т. | вербальная | незначительная | присутствует | выраженное | |
Валентина Т. | вербальная | незначительная | присутствует | выраженное |
Для большей наглядности, представим полученные результаты в виде диаграммы (см. Рис. 2).
Рисунок 2 – Результаты по методике «Кактус»
Исходя из данных, представленных в таблице 2 и на рисунке 2, видим, что 59% респондентов проявляют агрессивные реакции, 41% – испытывают тревожность, 44% хотят выделиться и 44% стремятся занять место в классе, что также достигается с помощью агрессии в подростковой среде.
Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Результаты диагностики по тесту FPI зафиксированы в таблице 3.
Таблица 3 – Психологические особенности подростков
№ | Ф.И. | Показатели | ||||||||||
невротичность | Спонтанная агрессивность | депрессивность | раздражительность | общительность | уравновешенность | Реактивная агрессивность | застенчивость | открытость | Экстраверсия - интроверсия | Эмоциональная лабильность | ||
Юрий А. | ||||||||||||
Владимир А. | ||||||||||||
Роман А. | ||||||||||||
Аркадий В. | ||||||||||||
Юлия В. | ||||||||||||
Ярослава В. | ||||||||||||
Надежда В. | ||||||||||||
Виктория В. | ||||||||||||
Виктор Е. | ||||||||||||
Андрей Ж. | ||||||||||||
Дарья З. | ||||||||||||
Вениамин И. | ||||||||||||
Анна И. | ||||||||||||
Марина И. | ||||||||||||
Оксана И. | ||||||||||||
Димитрий И. | ||||||||||||
Алла М. | ||||||||||||
Мария М. | ||||||||||||
Максим М. | ||||||||||||
Светлана М. | ||||||||||||
Елена О. | ||||||||||||
Алексей П. | ||||||||||||
Дина С. | ||||||||||||
Яна С. | ||||||||||||
Екатерина Т. | ||||||||||||
Вера Т. | ||||||||||||
Валентина Т. |
Анализ и выделение психологических особенностей агрессивных подростков, осуществлялся по критерию «высокий индекс агрессивности». Для получения общей информации об уровнях развития психологических особенностях подростков нашей выборки, сначала анализировались данные по всей выборки испытуемых. В результате высокий уровень невротичности отмечен у 48% учащихся – 13 человек; спонтанной агрессивности у 44% – 12 человек; депрессивности выявлен у 37% – 10 человек; раздражительности выявлен у 56% – 15 человек; общительности – 33% – 9 человек; уравновешенности – 30% – 8 человек; реактивной агрессивности отмечен у 59% – 16 человек; застенчивости – 26% – 7 человек; открытости у 52% – 14 человек; экстраверсии выявлен у 52% – 14 человека; эмоциональной лабильности наблюдается у 44% – 12 человек.
Средний уровень по невротичности у 52% – 14 человек; спонтанной агрессивности – 44% – 12 человек; депрессивности выявлен у 59% – 16 человек; раздражительности – 37% – 10 человек; общительности у 63% – 17 человек; уравновешенности отмечен у 63% – 17 человек; реактивной агрессивности – 41% – 11 человек; застенчивости наблюдается у 67% – 18 человек; открытости – 41% – 11 человек; экстраверсии-интроверсии отмечен у 44% – 12 человек; эмоциональной лабильности – 44% – 12 человек.
Низкий уровень по шкале невротичности не выявлен, по спонтанной агрессивности отмечен у 11% – 3 человек; депрессивности – 4% – 1 человека; раздражительности наблюдается у 7% – 2 человека; общительности у 4% – 1 человек; уравновешенности отмечен у 7% – 2 человека; реактивной агрессивности не выявлен, застенчивости у 7% – 2 человека; открытости наблюдается у 7% – 2 человек; интроверсии – 4% –1 человек; эмоциональной лабильности у 11% – 3 человека.
Для большей наглядности, представим полученные результаты в виде диаграммы (см. Рис. 3).
Рисунок 3 – Результаты по тесту FPI
При анализе таблицы 3 нами были выявлены подростки с высоким уровнем по шкалам «спонтанная агрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность»: у 33% –9 человек.
В ходе проведенной диагностики мы пришли к выводу о необходимости проведения коррекционной работы с подростками.