Тема 3. Закономерности и принципы обучения
Задания
Пользуясь базовыми учебниками, изучите тему по плану:
1. Закономерности обучения.
2. Принципы обучения.
Выпишите в словарь понятия: закон, закономерность, принцип.
Выпишите из учебника примеры проявления в процессе обучения законов диалектики (переход количества в качество, отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей и др), категорий диалектики(причина и следствие, сущность и явление, меры и др).
Ответьте на вопрос: что такое противоречие и какова его роль в обучении?
Дайте характеристику принципа природосообразности.
Дайте характеристику принцип культуросообразности.
Дайте характеристику принципов обучения, сформулированых К. Д. Ушинским:
· обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
· обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
· порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
· обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность,
· инициативу;
· обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
· преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Дайте характеристику принципов обучения:
· гражданственности в обучении;
· научности ;
· воспитывающего обучения ;
· фундаментальности и прикладной направленности обучения ;
· единства группового и индивидуального обучения;
· связь обучения с жизнью, теории с практикой;
Охарактеризуйте организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности;
· единства группового и индивидуального обучения;
· соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
· сознательности и творческой активности;
· доступности при достаточном уровне трудности;
· наглядности;
· продуктивности и надежности;
· сознательности и творческой активности обучаемых
· прочности обучения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами образования?
2. Что понимается под "закономерностью" в обучении?
3. Чем обусловлено возникновение принципов обучения?
4. Проследите изменение содержания принципов обучения в истории педагогики (на примере принципов природосообразности, наглядности, научности и др.).
5. Дайте характеристику основных принципов и правил обучения.
6. Что понимается под системой принципов обучения?
Литература для самостоятельной работы
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические сочинения / Сост. М. Ю. Бабанский. -
2. М., 1989.
3. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М., 1982.
4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955.
5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1950.
6. - Т. 8.
7. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.
Тема 4 . Современные дидактические концепции развивающего обучения
Задание:
Пользуясь базовыми учебниками педагогики, выпишите краткую зарактеристику дидактических концепций развивающего обучения:
· Концепция развивающего обучения Занкова Л.В.
· Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б..Эльконина.
· Концепция поэтапного формирования умственных действий Талызиной Н.Ф., Гальперина П.Я.
· Концепция проблемного обучения М.И.Махмутова.
· Концепция З.И. Калмыковой.
· Концепция Л.М.Фридмана.
· Концепция Н.Н.Поспелова.
· Концепция Е.Н. Кабановой-Меллер.
· Концепции педагогов-новаторов.
Подготовьте презентацию по одной из тем.
Литература для подготовки
1. Анисимов В.В. и др. Общие основы педагогики – М., 2006.
2. Борытко Н.М. и др. Педагогика - М., 2007.
3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения- М, 2003.
4. Педагогика / Под ред. С.А.Смирнова-М.,2000.
5. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика. Уч. пособ.. -М., 2003, ч.1, ч.2.
Тема 5. Содержание образования
Задания
1. Внимательно прочитайте лекцию и материал учебников, обратите внимание на следующие вопросы:Общая характеристика содержания образования: сущность и источники. Образовательные стандарты в школе. Базисный учебный план, его структура, планы школы. Программы, учебники, пособия. Стратегия развития вариативного образования в России.
2. Выпишите в словарики основные понятия: содержание образования, государственный образовательный стандарт, базисный план, учебные планы, вариативность, инвариантность.
3. Заполнить схему «Компоненты содержания образования»
4. Раскрыть значение компонентов образования
5. Выписать в тетрадь из учебника «Педагогика» критерии отбора содержания образования:
6. Перечислить документы и материала, отражающие содержание образования:
7. Пользуясь педагогическими журналами, выписать в тетрадь статьи, посвященные совершенствованию содержания образования в школе.
8.Назовите основные разделы базисного учебного плана
9. Проанализировать по Хрестоматии:
· Крупская Н.К. Какой нам нужен учебник. - С.386
· Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. – С. 341
10. Подготовить один из рефератов
1. Стандарты образования в современной школе.
2. Стратегия развития содержания образования в России.
3. Новые типы образовательных учреждений.
Литература для самостоятельной работы.
4. Бабанский Ю.К. Обновление содержания образования в условиях перестройки // Советская педагогика, 1987, № 11.
5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.
6. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.
7. Закон РФ «Об образовании». - М., 1992.
8. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М., 1983.
9. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
10. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.
11. Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика, 1987, № 11.
12. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984.
13. Структура содержания непрерывного образования и учебные планы общеобразовательной школы. Пояснительная записка // Временный образовательный стандарт. - М., 1993.
14. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я. - М., 1983.
15. Хайрулин Р. Учебники нового поколения // НО, 1994, Выпуск 4, апрель.
16. А.В.Хуторской. Современная дидактика – М., Высшая школа, 2007.