Обобщенные показатели социальной эффективности программных мероприятий (функционирования организаций), связанных с развитием чтения
Параметр | Критерий | Показатели |
Социальная необходимость (значимость) | Влияние услуг учреждения на развитие чтения | Соответствие количества и качества услуг программным задачам развития чтения и повышения культурной компетентности читателей. Соответствие количества и уровня квалифицированности персонала интересам (жизненным проблемам) пользователей. |
Социальная полезность | — социализация: мера использования знаний и навыков, полученных в учреждении, в повседневной жизни; — социальная коммуникация: влияние контакта с учреждением на расширение круга социальных контактов и социального участия, связанного с чтением; — рекреация: влияние контактов с учреждением на компенсацию усталости от пребывания в рутинных ситуациях. | |
Социальная привлекательность | — удовлетворенность пользователей услугами учреждения; — удовлетворенность пользователей результатами контактов с учреждением в повседневной жизни. | |
Социальная необходимость (значимость) | Влияние характеристик учреждения на работу персонала | Соответствие нормативным (или программным) требованиям: — количества и квалификации персонала учреждения; — организации труда и качества управления; — технологической оснащенности. |
Социальная полезность | Повышение уровня квалифицированности персонала. Технологическая модернизация учреждения. Расширение степени участия персонала в управлении учреждением и взаимодействий с пользователями. | |
Социальная привлекательность | Удовлетворенность: — содержанием работы, занимаемой должностью; — социокультурным климатом в учреждении; — отношениями с пользователями; — общественным мнением в отношении учреждения или проекта. | |
Социальная необходимость (значимость) | Влияние функционирования учреждения или реализации проекта на внешнюю социокультурную среду | В повседневной жизни: поддержание программного уровня развития чтения и культурной компетентности читателей за пределами учреждения. В общественном мнении: участие персонала учреждения в пропаганде чтения и необходимости повышения уровня культурной компетентности. |
Социальная полезность | В повседневной жизни: участие в локальной культурной политике развития чтения. В общественном мнении: систематическое включение проблем чтения в сферу повседневного внимания общественности. | |
Социальная привлекательность | В повседневной жизни: повышение интереса потенциальных пользователей к чтению и связанных с ним видов социальной активности. В общественном мнении: участие в формировании благоприятного образа просвещенного читателя. | |
Социальная ценность | Социальная востребованность | Корреляция между ростом численности пользователей и рационализацией деятельности учреждения. |
Социальная оценка | Корреляция между отношением к чтению в общественном мнении, степенью удовлетворенности пользователей работой учреждения и персонала — своей деятельностью в его рамках. |
Построение и измерение (оценка) показателей социальной эффективности учреждения или проекта, связанных с чтением, предполагает сбор информации, содержащей количественные, качественные и поддающиеся рейтинговой оценке данные.
18
Характеристики данных для построения и измерения (оценки) показателей социальной эффективности учреждения (проекта), связанного с развитием чтения
Количественные | Качественные | Рейтинговые данные |
данные | данные | |
Количество: | ||
— услуг | — сочетание услуг | — качество услуг; |
учреждения из | из нормативного | — уровень культурной компетентности пользователей; |
нормативного | (программного) | — уровень культурной (профессиональной) компетентности |
(программного) | перечня; | персонала; |
перечня; | — квалификация | — степень использования читателями знаний, полученных из книг, в |
— персонала | персонала; | повседневной жизни; |
учреждения (в том | — интересы | — удовлетворенность пользователей: |
числе | пользователей; | • услугами учреждения |
распределение по | — круг социальных | • результатами пользования услугами учреждения в повседневной |
квалификационным | контактов | жизни |
признакам); | пользователей; | — удовлетворенность персонала: |
— пользователей | — организация | • содержанием работы, занимаемой должностью; |
(в том числе | труда в учреждении; | • социальным климатом и руководством учреждения; |
распределение по | — объективные | • отношением общественного мнения к профессии и учреждению; |
социальным | данные | • собственной квалификацией; |
слоям); | пользователей | — технологическое оснащение в соотношении с нормативными |
— персонала, | (программными) требованиями | |
занятого в | — участие персонала в делах управления учреждением; | |
социальном | — участие персонала в привлечении читателей и организации их | |
участии; | социальной активности. | |
— читателей, | ||
занятых в | ||
социальном | ||
участии; | ||
— однородных | ||
учреждений | ||
в поселении; | ||
— потенциальных | ||
пользователей |
Количественные данные получаются с использованием методов:
— анализа документов;
— опросов, связанных с объективными данными респондентов.
Качественные данные получаются с использованием методов:
— анализа документов;
— опросов персонала учреждений и пользователей;
— изучения общественного мнения.
Рейтинговые данные получаются с помощью методов:
— экспертных опросов;
— опросов пользователей и персонала учреждений;
— изучения общественного мнения.