Для кшатриев (воинов, правителей)
заучивание стихов и гимнов, философия, красноречие,грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музы-
Готовили также сборщиков налогов и дани, казначеев.
Моглиучиться и вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники). Судры (неприкасаемые)к образованию не допускались.
В VI—V вв.до н. э. появляется буддизм — высшая цель человеческих стремлений — постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, котороенадо укрощать и подавлять. Нравственные идеи: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть,не пить хмельное, не прелюбодействовать и др.
КИТАЙ Доконфуцианский период
(с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. до н. э.) Привилегированные сословия: жрецы и аристократия.
Аристократы обучались:шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание: 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем.
Жреческие школы:космогония, магия, музыка, танцы, общеобразовательные предметы.
Конфуцианский период
(со второй половины
Iтыс. до н. э.)
В идеале образованного человека заключена теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в гос. иерархии зависит от уровня образования.
Методика обучения:накопление материала через заучивание - осмысление через комментирование - интерпретация через написание сочинений.
Учеба в школе без каникул. Физические наказания. Экзамены 2 раза в год. После школы экзамены 1 раз в 3 года: в губернском городе — 1 -й и 2-й экзамены.
После 1-го: ученая степень «цветущего таланта»,
после 2-го:признанного ученого. 3-й экзамен—в императорской столице: ученый, внесенный в списки. 4-й: членство в императорской Академии.
15
КОНФУЦИЙ
(КУН-ФУ-ЦЗЫ - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. до н.э.)
Цель воспитания — благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение.
Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».
Принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».
«Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».
ЛЮДИ ПО ПРИРОДНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ
«сыны неба», обладающие врожденной
Мудростью
«благородные
мужи», благодаря
Учению пришедшие
К знанию
«чернь», не способная к трудному процессу постижения знаний
Жизнь и деятельность (гг. до н. э.) | Основные принципыэтико-политического учения (конфуцианства) | Значение образования | Школа Конфуция | |
Обучение | Методы и принципы | |||
523— основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», | «Шесть искусств»: 1. «ЛИ»—должное поведениев обществе, группе. 2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих. | • практическая необходимость; • нравственная потребность; | Содержание: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. | Методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание |
Продолжение таблицы
Жизнь | Основные | Значение | Школа Конфуция | |
и деятель- | принципыэтико- | образова- | ||
ность | политического | ния | Обучение | Методы |
(гг. до н. э.) | учения (конфуци- | и принципы | ||
анства) | ||||
начал | 3. «СЯО» — | • раскры- | Способ | образцам, |
учительскую | сыновья почти- | тие челове- | обучения— | обучение |
деятель- | тельность или | ческих | самостоятель- | умению |
ность. | должное подчине- | способнос- | но делать | самостоятель- |
После его | ние старшему (по | тей; | «черновую | но ставить |
смерти | возрасту, по | работу»: | вопросы и | |
издание | должности). | • развитие | читать, учить | искать на них |
учениками | 4. «ЖЭНЬ» — | «духовного | наизусть, | ответы. |
Луньюй | принцип гуманно- | слуха»; | размышлять и | |
(Беседы и | сти, человечнос- | упражняться в | Принципы: | |
суждения), | ти. | • радость | искусстве. | — уважение к |
где изложены | 5. «ЧЖИ» — | повседнев- | ученику; | |
основные | знание. | ного | Задача | — принятие |
взгляды | 6. «СИНЬ» — | существо- | учителя— | учеников |
Конфуция. | верность. | вания. | открывать | такими, какие |
В начале | Конфуцианская | новую перс- | они есть; | |
нашей эры | мораль требует | пективу | — собствен- | |
Конфуций | постоянного | размышлени- | ный пример— | |
стал почи- | самосовершен- | ям ученика. | основа воспи- | |
таться | ствования, | тания; | ||
наряду с | послушания | Выступал | — терпимость; | |
предкамии | старшим, неукос- | против любой | — единство | |
природой, | нительного и | формалисти- | учения и | |
Богом, | строгого соблю- | ки, «технизма» | жизни; | |
наделенным | дения всех | в обучении: | — равенство | |
сверхъесте- | существующих | техническое | всех людей как | |
ственными | норм и правил. | знание мешает | учеников; | |
качествами. | Воспитание таких | истинному | — отказ от | |
качеств, как | совершенство- | принуждения. | ||
благородство, | ванию. | |||
стремление к | ||||
истине, правди- | ||||
вость, почтитель- | ||||
ность. | ||||
Ритуал и канон — | ||||
основа воспита- | ||||
ния. | ||||
Воспитание | ||||
благородных | ||||
мужей не связы- | ||||
вал с трудом. |
II